Вы уже не первый раз в роли кандидата на должность главы Новодвинска, первый раз баллотировались в 2012 года. Почему решили вновь войти в эту реку?
Сергей: Во-первых это мой родной город, я знаю его специфику, проблемы, предполагаю пути решения проблем и глубоко убежден, что в случае победы смогу привнести в Новодвинск виток развития. Когда мне на конкурсной комиссии задали похожий вопрос - почему вы участвуете сейчас, при новой системе, я ответил, что участвовал бы в выборах при любой системе, будь это конкурсная комиссия или кулачные бои, я все равно пошел бы на выборы и дрался бы до конца за победу.
Расскажите как прошла ваша конкурсная комиссия?
Сергей: Конкурсная комиссия состоит из двух методов - тестирование и собеседование. На сегодняшней конкурсной комиссии вопросы на тестировании были достаточно сложные. Они касались местного самоуправления и той деятельности, чем должен заниматься глава муниципального образования. Как преподаватель и человек, который хорошо разбирается в этой теме, скажу, что вопросы были подобраны очень серьезно и более 85% правильных ответов показали все кандидаты. Что касается собеседования, то там кандидаты рассказывают о своей программе, своем видении развития муниципального образования. Члены комиссии задают интересующие их вопросы, при этом собеседование проходит при закрытых дверях. Перед кандидатом сидят восемь членов конкурсной комиссии, секретарь конкурсной комиссии, у нас присутствовал прокурор города. Мы хорошо побеседовали, минут 20, при этом оценку моей программы никто вслух не произвёл, никто не сказал ничего негативного, более того, на все вопросы, которые члены конкурсной комиссии мне задавали, я ответил и, честно сказать, не увидел неудовлетворенности в полученных ответах. Мы очень продуктивно, хорошо пообщались.
Какой впечатление у вас осталось после конкурсной комиссии и считаете ли вы целесообразным избирать глав муниципальных образований таким способом?
Сергей: Сначала я бы хотел сказать, что после сегодняшней конкурсной комиссии, я думаю, многим стало понятно, что сама работа комиссии - это очень слабое звено в новой системе избрания глав муниципальных образований. Во-первых, конкурсная комиссия формируется на паритетных началах — представителями губернатора Архангельской области и представителями городского совета депутатов. Их главная задача - оценить кандидатов на должность главы, а потом уже кого-то одного, либо нескольких представить на суд совета депутатов. Тестирование тоже очень субъективный метод, можно знать все вопросы заранее. На собеседовании тоже есть нюанс, конкурсная комиссия выставляет оценки по пятибальной шкале, и там есть такой критерий — наличие профессионального образования. При этом член конкурсной комиссии может по-своему трактовать наличие у вас образования.
Скажите, эта система, такая субъективная, она надолго вошла в нашу жизнь?
Сергей: Сейчас был протест, и прокуратура вместе конституционным судом выступила против этой новой системы избрания глав муниципальных образований. Парламент протест прокурора удовлетворил и теперь в сельских поселениях будет вариативность, то есть местные депутаты сами будут решать как избрать главу своего поселения: через прямые выборы, как было раньше, через конкурсную комиссию или через совет депутатов. С такой непрозрачной работой конкурсной комиссии эта система долго не проживет, сама она имеет право на существование, но момент конкурсной комиссии — это не то, что слабое звено, но звено которого не должно быть.
Тогда как ее можно изменить или усовершенствовать?
Сергей: Сейчас целая группа депутатов горсовета вышла с поправками в положение, о котором мы сейчас говорили, чтобы нивелировать деятельность конкурсной комиссии, где она бы давала только рекомендации, а не выбирала бы кандиатов, и, после этого, кандидаты бы выходили на суд депутатского корпуса, потому что депутаты - это общественность, это уже будет не за закрытыми дверями, а станет хорошей проверкой кандидатов.
Беседовал Артемий Заварзин