Ни для кого не секрет, что ПАЗы — это бич Архангельска, в других регионах России столица Поморья, как и у практически всех ее жителей, ассоциируется с городом ПАЗиков. Это проблема не одного дня и даже не одного года, а как минимум 10 лет.
В конце 90-х годов такой вид транспорта, задействованный среди частных перевозчиков, действительно стал спасительным: муниципальные транспортные предприятия несли колоссальные убытки, и количество автобусов на маршрутах неизбежно сокращалось. Вышедшие на различные линии ПАЗы отвечали требованиям времени: быстрые, средней вместимости, довольно чистые и аккуратные в первые годы.
Однако сегодня ситуация с пассажирскими перевозками в корне изменилась. Люди устали от «толкучки» в часы пик, когда в автобус, рассчитанный на 42 пассажира, влезает иногда по 50-60 человек. Помимо этого, горожане жалуются на высокую изношенность этого подвижного состава. Ну и третий фактор, судя по общественному опросу, который раздражает северян, — это неспособность властей МО повлиять на качество обслуживания.
Для удовлетворения потребностей горожан и создания благоприятного вида центра Архангельска все чаще власти всех уровней предлагают заменить ПАЗики на более комфортабельные автобусы типа ЛиАЗ и МАЗ. Как ранее сообщала «Двина-Информ», свое железное слово в октябре по этому поводу сказал губернатор Поморья Игорь Орлов. Напомним, глава региона сравнил областной центр с деревней, подчеркнув, что «оставаться в прежнем режиме просто недопустимо».
В 2010 году мэрия Архангельска закупила 46 ЛиАЗов, однако на сегодняшний день на дороги областного центра выходят только 22 машины. Остальные простаивают без дела, потому что, по словам начальника отдела транспорта и связи департамента городского хозяйства Андрея Попова, практика использования ЛиАЗов приводит к убыточности и не покрывает расходов МУПов на содержание комфортабельных автобусов. Так, для безубыточной работы автобусов марки ЛиАЗ в Архангельске тариф на проезд должен составлять не ниже 35 рублей за одну поездку.
«В 1907 году в Архангельске по Троицкому проспекту начал ходить самый современный в мире немецкий автобус, который закупили местные купцы, через несколько месяцев был пущен второй пассажирский автобус. И только через три месяца такие автобусы стали ходить в столице — Санкт-Петербурге, а через год — в Москве», — сделал лиричное отступление сегодня на круглом столе в ИА «Двина-Информ» председатель комиссии Архангельской Думы по ЖКХ Дмитрий Акишев.
Депутат убежден, что в любом случае от ПАЗов в ближайшие годы необходимо избавляться. Он порекомендовал частным перевозчикам подготовиться к этому заранее.
«Через два-три года ПАЗиков в Архангельске не останется. Подготовьтесь к этому уже сейчас, чтобы не было так, что когда выйдет соответствующий федеральный закон в понедельник, вас уже никто не выпустил бы на дороги», — сказал народный избранник, обращаясь к перевозчикам.
Последние заменять привычные ПАЗы на что-то более дорогостоящее не согласны. В один голос они заявляют, что ни один бизнесмен не станет работать себе в убыток.
«Нас мэрия Архангельска уже гоняла в Китай за автобусами Hyundai, но ничего не получилось, потому что там нет соответствующего сертификата, — высказала позицию всех присутствующих на мероприятии перевозчиков представитель одного из них Вера Дурандина. — Мы ищем способы, как улучшить качество обслуживания пассажиров, но ЛиАзы мы себе позволить не можем».