В региональном правительстве состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. На круглом столе рассматривались основные вопросы развития Северного морского пути и Арктической зоны России, сообщает пресс-служба властей Поморья.
В заседании приняли участие представители федеральных структур, государственных компаний и органов власти субъектов РФ.
Как подчеркнул председатель думского Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов, Архангельская область выбрана местом проведения выездного заседания неслучайно: Поморье располагает значимым научно-промышленным потенциалом и уверенно сохраняет за собой лидерство среди других арктических регионов страны по количеству реализованных резидентами АЗРФ проектов.
– На сегодняшний день успешно запущено более 100 бизнес-инициатив, в рамках которых резидентами вложено почти 33 миллиарда рублей и создано более четырех тысяч рабочих мест. Особое внимание предлагаю обратить на развитие научной сферы – Архангельская область стала одним из инициаторов создания научно-образовательного центра «Российская Арктика», – отметил Николай Харитонов. – Арктическая зона России и Северный морской путь являются не только ресурсной и логистической базой, но и механизмом, определяющим развитие отечественной экономики на ближайшие десятилетия.
Он добавил, что Севморпуть имеет огромное значение для развития транспортной логистики и освоения природных ресурсов Арктики. Главным показателем эффективности СМП служит постоянно растущий объем грузов: в 2024 году он составил почти 38 млн тонн. Вместе с тем имеется ряд задач, требующих дополнительного правового и административного регулирования. Это касается грузовой базы, маршрутов транспортировки, портовой инфраструктуры, развития флота, решения кадровой проблемы, совершенствования социальной сферы.
Первый заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов напомнил, что в настоящее время арктическое пространство находится в фокусе международного внимания.
– Северный морской путь имеет возможность стать одним из глобальных маршрутов, соединяющих Азиатский регион с Европой. Все страны-экспортеры внимательно смотрят на перспективу развития СМП. Мировые морские перевозки плотно связаны с развитием мировой экономики. Для дальнейшего роста объема перевозок по Севморпути необходимо полностью создать соответствующую инфраструктуру. И создавать ее надо опережающими темпами, параллельно обеспечив круглогодичную перевозку по маршруту, – сказал он.
Первый заместитель губернатора – председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев отметил, что Арктика – регион с колоссальными экономическими возможностями, с которым связаны укрепление энергетического потенциала России, расширение ее логистических возможностей и обеспечение национальной безопасности.
– Морской порт Архангельск – это стратегический опорный порт Западной Арктики, обеспечивающий выход в Белое море и Мировой океан как в западном, так и в восточном направлении без ограничений. Его проектные мощности составляют 11 миллионов тонн в год, фактически же мы обрабатываем шесть – шесть с половиной миллионов тонн в год. Есть хороший задел для наращивания грузооборота, но для этого требуется расширение пропускной способности подходной автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, – сказал Алексей Алсуфьев.
Он добавил, что подтверждением стратегической значимости порта для развития Севморпути стал утвержденный Правительством РФ комплексный план развития Архангельского транспортного узла на период до 2035 года.
Ключевым пунктом плана является проект по строительству нового глубоководного района морского порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря, который обеспечит обработку судов с осадкой до 14,5 метра. По словам Алексея Алсуфьева, это позволит дополнительно провозить через порт порядка 25 млн тонн грузов.
По итогам круглого стола составлен перечень рекомендаций и предложений, которые будут дорабатываться парламентским Комитетом по развитию Дальнего Востока и Арктики.