Как уже сообщало ИА «Двина-Информ», 17 июля 1916 года над Балтийским морем русские пилоты одержали победу в воздушном бою в ходе Первой мировой войны, с этого и началась славная история морской авиации.
В июле 1974 года состоялись самые массовые в истории полеты морской авиации СССР, прошедшие в рамках глобальных советских учений «Океан». В июле 1941 года советский ас-североморец Борис Сафонов, ставший потом самым первым дважды Героем Советского Союза в ходе Великой Отечественной, получил свой самый первый орден.
Но вернемся для начала к тому, самому первому успешному бою наших морских авиаторов. 17 июля 1916 года четыре гидросамолета М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами. Победа в этом воздушном бою и положила начало истории нашей морской авиации. 30 ноября 1916 года начальником Императорского Морского генерального штаба Ставки Верховного Главнокомандующего адмиралом А. И. Русиным утверждено «Положения о дивизионе корабельной авиации», де-юре подтвердив то, что уже существовало де-факто.
В дни Великой Отечественной войны авиация флота (правда, не Северного, а Балтийского) стала первой, кто нанес удар в самое сердце врага, по Берлину — 26 июля 1941 года нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов на встрече у Сталина впервые предложил провести ответные бомбардировки Берлина силами морской авиации с аэродрома Кагул на острове Эзель. За годы той страшной войны морские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более 5 500 самолетов противника.
ИА «Двина-Информ» уже подробно писало о Герое Советского Союза Александре Торцеве, уроженце Мезени (Архангельская область), а также о подвигах уроженца Онеги (Архангельская область) Александра Шабалина, который стал дважды героем в течение одного лишь 1944 года, с перерывом всего лишь в несколько месяцев — его имя носит одна из улиц Архангельска.
Сегодня наш рассказ о легендарном летчике Северного флота Борисе Сафонове, именем которого назван летный гарнизон в Мурманской области, а бюсты и памятники которому установлены как минимум в семи городах России.
На архангельском аэродроме «Васьково» есть памятная доска в честь прославленного морского летчика-североморца. Он погиб, когда защищал небо над конвоем союзников, часть которого шла в Архангельск...
Борис Феоктистович Сафонов, которого называют лучшим советский летчиком-истребителем 1941-1942 годов, родился 26 августа 1915 года в селе Синявино Тульской губернии. Окончив с отличием семилетку, поступил в Тульскую железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества, в 1930 году вступил в комсомол, занимался в планёрной школе. В числе лучших курсантов был зачислен в школу Осоавиахима, где его инструктором была Валентина Гризодубова, ставшая впоследствии Героем Советского Союза.
Летом 1933 года после успешного окончания аэроклуба Сафонов направился учиться в Качинскую авиационную школу, затем — в Белорусский военный округ. Когда встал вопрос о выборе дальнейшего места службы, Сафонов сразу же записался на Север, служил в морской авиации Северного флота.
С началом Великой Отечественной войны он сразу же отличился в воздушных боях с Люфтваффе. Ходят легенды, что немцы передавали специальное сообщение: «Сафонов в воздухе» — это означало, что немецким самолетам надлежало вернуться на базу. К началу января 1942 года Борис Сафонов был награждён уже двумя орденами Красного Знамени — редчайший, практически исключительный случай в те «нещедрые» на награды месяцы Великой Отечественной. Ну и Звезда Героя и Орден Ленина к тому времени тоже уже красовались на его кителе.
15 сентября 1941 года семёрка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя — 13 сбитых вражеских самолётов, а наша семёрка вернулась на свой аэродром без потерь! Это был, пожалуй, самый громкий случай на тот момент противостояния с фашистами. И уже 16 сентября того же года, буквально на следующий день после того уникального боя, Сафонову было присвоено первое звание Героя Советского Союза.
22 января 1942 года Борис Сафонов был награждён третьим орденом Красного Знамени, а в начале марта 1942 года четырём лётчикам-североморцам (и среди них — Сафонову) глава британской миссии вручил высший авиационный орден Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги».
30 мая 1942 года гвардии подполковник Борис Сафонов, будучи уже командиром 2-го Гвардейского Краснознамённого авиаполка, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску и Архангельску. Во время боя с превосходящими силами противника звено распалось, и Сафонов остался в одиночестве. Связь с ним оборвалась. Увы, точная причина гибели Сафонова неизвестна до сих пор...
14 июня 1942 года Борис Сафонов был награжден второй медалью Золотая Звезда — причем представление к награде было отослано ещё до смерти Сафонова. Произошло исключительное по тем временам событие: впервые в ходе Великой Отечественной войны было вторично присвоено звание Героя Советского Союза. Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 18 вражеских самолётов и четыре в группе.
Причина гибели нашего отважного лётчика до сих пор остается загадкой. Во многих изданиях приводятся разные версии — внезапная атака вражеского истребителя, огонь воздушного стрелка одного из «Юнкерсов» и отказ двигателя американского «Киттихаука», полученного по ленд-лизу. Наиболее вероятной считается последняя версия — о ненадёжности моторов этих самолётов исписаны после войны чуть ли не целые тома...
Однако, при всём этом, стоит обратить внимание на опубликованные в 1960-х годах воспоминания Леонида Родионова, бывшего мичмана Северного флота, оказавшегося свидетелем гибели Сафонова (по расписанию во время боевой тревоги Родионов находился на мостике одного из судов конвоя): «По рации ясно были слышны переговоры наших лётчиков с командованием конвоя. Было отчётливо слышно, как Сафонов сообщил: „Сбил одного!“, немного погодя: „Сбил второго!“. Спустя несколько минут: „Подбил третьего!“ И почти сразу же: „Мотор...“. Это были последние слова, сказанные Сафоновым. Хорошо видно было, как его самолёт упал в море».
Командир бригады Антон Гурин срочно запросил тогда у старшего офицера конвоя (а им всегда назначался англичанин или американец), разрешения послать один корабль на место падения самолёта. О том, что упал самолёт именно Сафонова, знали не только наши, но и старший конвоя — у него рация всё время была включённой. Однако разрешения на выход корабля из ордера не последовало. Запросили вторично, подчеркнули, что сбит именно Сафонов. И снова отказ...
«По прибытии на базу к нам приехал командующий Северным флотом адмирал Головко, — вспоминал Леонид Родионов. — Командир доложил ему подробности гибели Сафонова и о запрещении старшего конвоя подойти к месту падения самолёта». Головко даже прослезился. «Послали бы вы этого американца подальше, — выдавил он. — Пусть бы не спасли, хотя бы прошли по тому месту, где он упал, у меня на душе было бы спокойнее...».