Большинство билетов на самолет, так называемых лоукостерских, то есть по низкой цене, уже несколько дней назад нельзя было вернуть. А теперь вдруг и на железной дороге то же самое...
Во вторник два моих младших сына вместе с мамой должны были улететь из Архангельска на юг через Москву. Опоздали в аэропорт, пробки из Северодвинска в Архангельск по утрам в будни сами знаете какие. Старые билеты принимать отказались, а новые не купить — денег на карточке не оказалось, а налички в обрез, на отдых.
Телефон выручил, и как без мобильников раньше жили? Пришлось срочно у знакомых деньги искать, переводить на карточку, все на нервах, купили они новые билеты на 17.40 на Москву, спасибо аэропортовским. Но еще дождь, сами знаете, сильнейший — взлетят ли? В конце концов вроде взлетели. Начал звонить в аэропорт, а там популярно объяснили: газеты надо читать и телик смотреть, уже прилично времени, как новые правила... Причем не только а авиации, но и на железной дороге.
И точно. Накануне поправки правительства РФ в Устав железнодорожного транспорта дали право РЖД продавать так называемые невозвратные билеты. Теперь наша славная монополия будет компенсировать расходы пассажиров только в двух случаях: если поездка отменяется из-за болезни или несчастного случая (по соответствующей справке, плиз), а также по вине самой РЖД. Авиакомпании ввели такие билеты несколько раньше.
Чем это чревато для пассажиров? И кому от этого польза? Вопрос от ИА «Двина-Информ» переадресую коллеге. Журналист и художник Александр Шауров из Питера только посмеялся: тоже буквально накануне купил билеты на поезд в Москву, да поездка отложилась, хотел сдать билет, да не получилось — правила вдруг изменились... Затем вопрос московскому коллеге — им там в столицах виднее, чем у нас, в провинции.
«Не вижу для этого никакой проблемы ни для перевозчиков, ни для пассажиров. Это — мировая практика — человек, заведомо понимая, заключая договор на перевозку, идет на эти условия, экономя при этом средства, —поясняет главный редактор журнала „Транспортная безопасность и технологии“, член экспертного совета при комитете Госдумы по транспорту, Сергей Груздь. — Билеты по такой схеме приобретения стоят несколько ниже, поэтому и исключена возможность свободного возврата этого билета. Часть рисков железная дорога или авиаторы перекладывают на пассажира, но за это дают и некую компенсацию этому самому пассажиру».
Дозвонился до управления Северной железной дороги, аж до Ярославля — и там все вышеописанное подтвердили. Упомянули и мировую практику тоже. До Архангельска новшество, правда, судя по всему, пока дошло не в полной мере — но на вокзале по телефону подтвердили, что на днях соответствующие указания должны быть получены.
И действительно: как показывает опять же мировая практика, все основные существующие скидочные программы основаны на том, что если билет продается дешево, то просить вернуть его нельзя. Поэтому, как говорят в науке, это игра с так называемыми непротивоположными интересами, это выгодно перевозчику. А как только это становится выгодно перевозчику, то он, естественно, начинает искать способы, как увеличить продажи билетов, в том числе, играя на их цене в сторону понижения. Хотя никакого ущемления интересов потребителей тут, в общем-то, нет, все законно так-то.
Потому что, серьезный потребитель, который четко планирует отпуск для семьи, заранее изучает все скидки и покупает наиболее приемлемые билеты. Но если, скажем, деловой человек купил билет, а у него, скажем, совещание перенеслось и он решил его сдать, то он и пострадает. В общем, такая схема хороша лишь для отпускников, причем пунктуальных и внимательных. Ну и для перевозчика, естественно.
Вообще, судя по публикациям в сети, считается, что в среднем невозвратные билеты стоят в среднем на 20-30 процентов дешевле обычных, а поездка с комфортом, то есть не в общем вагоне и не в плацкарте, может обойтись в некоторых случаях и в половину стандартной цены. При этом на каждом маршруте невозвратными могут быть не более половины билетов.
В авиации у нас такое положение введено уже сравнительно давно, еще до начала активного отпускного сезона. Еще в апреле Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в Воздушный кодекс, разрешивший авиакомпаниям использовать невозвратные тарифы.
В правительстве рассчитывают, что нововведения помогут минимизировать убытки, о которых последнее время на всех углах трубят перевозчики. А та же компания РЖД об убытках заявляет постоянно, в частности, самые разные потери наших железнодорожников от замораживания тарифов в 2014 году уже оцениваются, по их же официальной информации, в 77 миллиардов рублей...
До последних дней пассажир вправе был вернуть железнодорожный билет в кассу и получить назад практически полную сумму, если возврат произошел не позже чем за восемь часов до отправления поезда. Если возврат происходил в промежутке между восемью и двумя часами, возмещалось стоимость проезда и 50 процентов от стоимости места. При отказе от поездки менее чем за два часа стоимость места вычиталась из суммы компенсации полностью. Доля возвращаемых билетов последние годы стабильно составляет около семи процентов. Например, в 2012 году, по официальной статистике РЖД, пассажиры отменили 2,8 миллиона поездок. Не знаю, сколько отказов в Архангельске, но тоже, наверное, немало.
Так все-таки как же с ответом на извечные наши вопросы — кто виноват и что делать? Какого-то конкретного лица, придумавшего авиационный и железнодорожный билетный невозврат, так и не нашлось — все принималось «где-то там, наверху», уж никак не в Архангельске. Да, собственно, не так уж и плохо — невозвратные билеты что на самолет, что на поезд все равно дешевле, экономия. Ну, а опоздали — так сами же и виноваты, про пробки забыли.
Что делать? А не опаздывать!