Представление к награде на Алексея Михайловича Матиясевича было подписано еще в 1942 году, но получил он Звезду лишь в 1995-м, посмертно. Легенда гласит, что награду он не получил вовремя из-за критики «атаки века» Александра Маринеско.
Судьба Алексея Матиясевича очень непохожа на судьбы других командиров подлодок Великой Отечественной. В командиры субмарин он пришел уже зрелым, опытным моряком как раз накануне войны.
Современные справочники перечисляют его многочисленные необычные профессии: советский капитан дальнего плавания, полярник, подводник, гидрограф, почётный работник Морского флота СССР, действительный член Географического общества, член Полярной комиссии, командир подводного минного заградителя «Лембит», Герой России...
Да и посмертное получение им звания Героя России в 1995 году, через 40 лет после окончания войны и в год собственного ухода и жизни, тоже весьма необычно. Однако историки в один голос говорят, что получение им Звезды Героя совершенно закономерно — просто так распорядилась судьба, по разным причинам «отодвинув» награждение на десятилетия...
Алексей Матиясевич родился 17 сентября 1905 года в Смоленске в семье царского офицера Михаила Степановича Матиясевича. Михаил Степанович дослужился до полковника, а все пять его сыновей, включая Алексея, стали впоследствии кадровыми офицерами.
Уже в 16 лет, в 1921 году, приписав себе полтора года возраста, без ведома родителей, Алексей записался на флот. Служил матросом на буксирном пароходе «Амстердам» при переходе группы речных судов Северным морским путём из Мурманска в Красноярск, в 1922 году поступил на судоводительское отделение Киевского водного техникума, в 1927 году окончил его и поступил в Ленинградский морской техникум водных путей сообщения. После окончания учёбы в 1931 году и до 1934 года ходил на судах в качестве штурмана, помощника капитана, старпома, капитана на кораблях Дальневосточного пароходства. С 1934 по 1940 год — Балтийского пароходства.
В 1936 году в качестве старшего помощника капитана ледокольного парохода «Анадырь» участвовал в особой экспедиции под руководством Отто Юльевича Шмидта по проведению эсминцев «Сталин» и «Войков» из Кронштадта во Владивосток Северным морским путём. За успешное выполнение задания награждён орденом «Знак Почёта».
В 1937 году в должности старпома ледокольного парохода «Моссовет» Алексей Матиясевич участвовал в переходе из Мурманска в Петропавловск-Камчатский по Северному морскому пути за одну навигацию. Полярная страница судьбы Матиясевича весьма колоритна.
Как следует из его уточненной биографии, предоставленной изданию «Герои страны» историком Н.В. Уфаркиным, на обратном пути шедший рекордными темпами пароход, взявший на Камчатке большой запас угля, по приказу руководства задержался во льдах для помощи другим судам, несмотря на благоприятные условия для завершения своего похода. В итоге «Моссовет» остался во льдах на зимовку вместе с ними. Учтя это, командование посчитало переход выполненным. Таким образом, были получены доказательства, что Северный морской путь проходим в обоих направлениях в течение одной навигации.
В мае-июле 1940 года Матиясевич участвовал в экспедиции по переводу закупленных в Голландии судов из Роттердама в Ленинград. Уже вовсю шла Вторая мировая война. Во время этой командировки Голландия была захвачена гитлеровцами. Но войны между Германией и СССР еще не было!
Перед выходом в море немецкий офицер сообщил советским морякам радиочастоты для связи «в случае неприятностей». В пути караван, шедший с ясными обозначениями нейтральной страны, был обстрелян самолётом с британскими опознавательными знаками. Неизвестно, был ли это действительно британский самолёт или имела место немецкая провокация...
В ноябре 1940 года тридцатипятилетний моряк с двадцатилетним стажем плавания Алексей Матиясевич успешно прошёл медкомиссию и был направлен на Высшие специальные курсы командного состава Краснознамённого учебного отряда подводного плавания, которые успешно окончил в 1941 году уже после начала войны.
С июля 1941 года Алексей Матиясевич — помощник командира, а с 30 сентября 1941 года — командир уникального подводного минного заградителя «Лембит» Краснознамённого Балтийского флота. Лодка ранее входила в ВМС Эстонии и была построена в Великобритании, поэтому даже опытным морякам приходилось заново изучать механизмы корабля.
Официальные документы гласят, что в последних числах августа 1941 года на своей подлодке Алексей Матиясевич участвовал в беспримерном по сложности и боевой обстановке Таллинском переходе кораблей Балтфлота из Таллинна в Кронштадт. Под его командованием минзаг «Лембит» выходил в боевые походы на постановку минных заграждений, нарушение морских сообщений противника и несение дозорной службы.
За время войны «Лембит» под командованием Матиясевича совершил пять минных постановок, выставив 100 мин, провёл восемь торпедных атак (выпущено 13 торпед). По послевоенным подсчётам командования Балтийского флота торпедами и минами лодки Алексея Матиясевича было потоплено 21 судно и четыре повреждены.
Историки вспоминают такой эпизод. 14 сентября 1942 года командир Матиясевич, атакуя конвой противника в районе острова Уте, впервые в истории Балтийского флота произвёл торпедную атаку одновременно двух целей. В результате один из транспортов, «Финнланд», был повреждён, а советская подлодка подверглась преследованию. Корабли охранения сбросили на «Лембит» 50 глубинных бомб.
От близкого взрыва возник пожар в аккумуляторной батарее, начала поступать в отсек забортная вода. Командир, несмотря на полную темноту в отсеках, отравленную атмосферу, большое количество раненых, своим личным примером стойкости и мужества, сумел организовать экипаж на борьбу за живучесть подводного корабля. Благодаря профессионализму и слаженности действий личного состава пожар был ликвидирован, частично устранены повреждения и прекращено поступление воды внутрь подводной лодки.
За беспримерный боевой поход в августе-сентябре 1942 года командир минзага «Лембит» Алексей Матиясевич был представлен к званию Героя Советского Союза, но был на сей раз награжден только орденом Ленина...
За период боевых действий на Балтике в должности командира подлодки он совершил семь боевых походов, выполнил восемь торпедных атак, в которых были потоплены три транспорта противника. На выставленных командой «Лембита» минах взорвались сторожевой корабль, тральщик, и два транспорта противника. 6 марта 1945 года за успешную боевую деятельность экипажа подводная лодка «Лембит» награждена орденом Красного Знамени.
После войны Матиясевич продолжил службу на той же лодке, потом перевелся на другую, был командиром дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок Балтийского флота. Но с апреля 1948 судьба его снова сделала необычный зигзаг: его назначили командовать экспериментальной, только что построенной подлодкой «М-401».
Это был уникальный корабль, передовой для своего времени, с единым двигателем, работающим по замкнутому циклу. На лодке испытывались опытные конструкции для отработки и внедрения на подводных лодках других проектов. И вот во время одного и циклов испытаний, в октябре 1949 года, на «М-401» возник пожар в отсеке левой машины. В результате четких и грамотных действий командира лодки Матиясевича и её экипажа в течение нескольких минут пожар был потушен, лодка и люди спасены...
С октября 1950 года капитан 1-го ранга Алексей Михайлович Матиясевич, признанный на флоте СССР опытнейшим подводником, был переведен на преподавательскую работу в Высшее военно-морское училище подводного плавания. С ноября 1955 года капитан 1-го ранга Алексей Михайлович Матиясевич в запасе по возрасту, а затем в отставке.
На «гражданке» он работал капитаном на морских судах в гидрографическом предприятии Министерства морского флота, старшим лоцманом в Ленинградском морском порту. С 1981 года он на заслуженном отдыхе, активно участвовал в ветеранском движении и военно-патриотической работе, был избран почётным членом Президиума объединенного Совета ветеранов-подводников ВМФ. Алексей Михайлович ушел и жизни 28 января 1995 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Серафимовском кладбище.
И уже после его смерти его товарищи-ветераны обратились к президенту России с просьбой пересмотреть то самое архивное представление к званию Героя Советского Союза от 1942 года. Заодно выяснилось, почему это представление «не сработало» сразу же после Великой Отечественной. Просто Алексей Матиясевич, грамотный и опытный офицер, жестко критиковал, как бы сейчас назвали, пиар-компанию, поднятую после так называемой «Атаки века» в начале 1945 года, в ходе которой лодкой под командованием Александра Маринеско был потоплен лайнер «Вильгельм Густлов» с тысячами пассажиров на борту.
Как бы считалось, что на «Густлове» находились десятки подготовленных экипажей немецких подводников, и кригсмарине тогда понесли невосполнимую потерю. Советская пропаганда создала этот красивый миф и не собиралась от него отказываться. А тут какой-то Матиясевич этот самый победный миф критиковать взялся. Вот и «задвинули» тогда его представление к званию Героя куда подальше...
На самом деле, как полагают уже современные историки, подводников на «Густлове», причем далеко не обученных, было лишь около сотни, остальные тысячи погибших — эвакуируемые мирные граждане Германии, в том числе женщины и дети.
В своих воспоминаниях контр-адмирал В. С. Козлов так прямо и пишет, что звание Героя Советского Союза Матиясевичу не было присвоено своевременно именно из-за его критики той самой распиаренной «Атаки века». А сам Матиясевич писал в мемуарах:
«Потеря некоторого количества подводников решающего значения в то время для немецкого подводного флота уже не имела... Запланированного вступления в строй новых лодок XXI и XXIII серий, для которых готовились кадры подводников, так не произошло...».
Но справедливость восторжествовала. Указом Президента России от 29 ноября 1995 года номер 1192 «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» Матиясевичу Алексею Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Впервые командиру-подводнику «той» войны присвоили звание героя «этой» России...