Разработка таких проектов проходила на основе базовых условий Архангельского региона. Работа выполнялась совместно с ЦНИИ морского флота (моделирование, экономические расчеты) во взаимодействии со специалистами Агентства по транспорту Архангельской области.
В результате было разработаны два технических проекта речных грузопассажирских судов для местных линий с ледовой категорией Лед 40, ориентированных на потребности Архангельска и региона: грузопассажирского судна вместимостью 200 человек и 2 автомашины типа «Камаз» и грузопассажирского судна вместимостью 50 человек и одной автомашины типа «Камаз».
Судно первого проекта может эксплуатироваться на островных территориях города Архангельска в дельте реки Северная Двина, а также на других местных линиях в северных регионах Российской Федерации, где необходимо работать в ледовых условиях. Второе судно предназначено для эксплуатации на областных переправах Архангельской области, а также на других местных линиях в северных регионах Российской Федерации, где необходимо как на малых глубинах, так и работать в ледовых условиях, сообщает Морское инженерное бюро.
Отметим, на внутренних водных путях Архангельской области работает около 50 переправ и около 20 транспортных операторов, только по Архангельску перевозящих до 1,2 млн. пассажиров в год. 90% пассажиров перевозит ОАО «Архангельский речной порт».
Именно с наличием многочисленных островов на Северной Двине и отсутствие, как правило, мостов, связывающих эти острова с остальной частью города и друг с другом, связана особая роль водного транспорта в перевозках жителей Архангельска.
Более 20 тысяч жителей города Архангельска и Приморского муниципального района, проживающих на островах дельты р. Северная Двина, нуждаются в постоянных речных внутригородских и пригородных перевозках.
В период льдообразования и ледохода (осенью от месяца до трех и весной три-четыре недели) обстановка становится просто катастрофической, так как перевозка пассажиров с 70-х годов прошлого столетия обеспечивается буксирами (пассажирских судов с требуемой ледовой категорией в наличии нет), имеющими достаточную для работы в ледовых условиях категорию, ледопроходимость и прочность корпуса. Буксиры перевозят жителей до момента появления устойчивого прочного ледового покрова на реке.
В период ледохода на обслуживание внутригородских островных пассажирских переправ привлекаются буксиры ОАО «Архангельский морской торговый порт» и ООО «Экотэк-Бункер».
В «час пик» буксиры делают дополнительные рейсы по мере накопления пассажиров на причалах. Кроме перевозки горожан, буксиры выполняют функции дежурного судна, оставаясь в ночное время на островах для срочной доставки больных, решения задач МВД и МЧС, обеспечения срочной доставки продуктов и медикаментов для населения островов.
Особенность именно Архангельска в том, что нет других речных судов, способных обеспечить транспортное сообщение с островными территориями в период ледостава, кроме буксиров ледокольного класса, поэтому создание грузопассажирского судов, способных работать в таких условиях, является важной задачей.
Актуальность создания этих судов усиливается с ожидаемым, как сообщала «Двина-Информ», уже в конце ноября ледоставом на водоемах Поморья.
Фото макетов взяты с сайта Морского инженерного бюро