Позиция ОАО «Архэнергосбыт», Гарантирующего поставщика электроэнергии в Архангельской области, изложена в официальном письме, которое 30 декабря направлено в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области.
ОАО «Архэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории области, осуществляет свою деятельность по снабжению потребителей электрической энергией в соответствии с тарифами, установленными для него Агентством по тарифам и ценам Архангельской области. В силу этого, гарантирующие поставщики, как коммерческие организации, действуют в интересах и за счет потребителей. Предположения же о том, что гарантирующие поставщики действуют в чужих интересах, но за свой счет или за счет лиц, не дававших поручения урегулировать в их интересах отношения по передаче им электрической энергии, на нормах права не основаны.
Точно также не имеют под собой оснований доводы, касающиеся отсутствия необходимости в представлении потребителями обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии в виде банковской гарантии.Пунктом 6 ст. 38 Закона «Об электроэнергетике» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Указанная обязанность не устанавливается в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые являются органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями».
Кроме этого, статьей 38 Закона об электроэнергетике установлено, что гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В настоящее время критерии, по которым потребителя можно отнести с категории, обязанной предоставить обеспечение, находятся в стадии разработки.
Министерство энергетики Российской Федерации на официальном сайте в сети Интернет разместило (http://regulation.gov.ru) для общественного обсуждения проект 02/07/12-15/00044893 «Об утверждении Правил предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате ресурсов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» во исполнение Федерального закона от 03 ноября 2015 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».
Кроме того, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Общество, направляя потребителям новый договор, не навязывало никаких условий, а лишь воспользовалось своим правом приведения договоров в соответствие с изменившимися требованиями законодательства, которое изложено в п. 9.2. заключенных договоров, дающих право на заключение новых договоров. Кроме того, типовые формы таких (действующих) договоров, ранее размещенных на сайте гарантирующего поставщика, также ранее были представлены в УФАС для осуществления последним контроля за соответствием их законодательству.
ОАО «Архэнергосбыт» придерживается однозначной позиции: типовые формы договоровполностью соответствуют действующему законодательству и направлены на защиту прав и законных интересов потребителей, пенсионеров и иных социально незащищенных категорий граждан, что еще раз подтверждает приверженность компании социальному курсу на территории Архангельской области.
В полном объеме текст ответа ОАО «Архэнергосбыт» опубликован на официальном сайте Общества.
Также на сайте размещены ответы на самые частые вопросы о договорах купли-продажи электрической энергии на 2016 год, а также сюжет в программе «Эксперт», в котором все необходимые разъяснения дает заместитель Управляющего по правовым вопросам Александр Иванович Крук.