Рычаги воздействия на недобросовестные коммунальные компании закреплены законодательно, однако собственники жилья не знают своих прав, а система общественного контроля за коммунальщиками пока не отработана, считает глава комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.
«Сейчас довольно много рычагов, представленных законодательством, появилось, и правила предоставления коммунальных услуг дают возможность пересчитывать средства, если эти коммунальные услуги не предоставлены, и воздействовать на недобросовестную управляющую компанию с помощью жилищных инспекций. К сожалению, людям передали в собственность и не рассказали, как этой собственностью пользоваться, да и об ответственности тоже забыли рассказать. (Собственники) тотально не знают своих прав», — сказала Разворотнева на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной капитальному ремонту многоквартирных домов в регионах.
Она отметила, что Общественная палата призывает региональные власти к концу 2013 года выйти на принятие региональных программ жилищного просвещения. В качестве еще одной причины, препятствующей активности собственников жилья, Разворотнева назвала трудоемкую процедуру проведения собраний собственников и отсутствие действенных механизмов контроля наказания за подделку протоколов (заседаний).
Говоря об общественном контроле, она сообщила, что в ряде регионов принимаются положения об общественных инспекторах при жилищных инспекциях, в частности, они действуют в Архангельской и Рязанской областях, где инспекторы имеют право предварительной проверки жалобы.
Кроме того, по словам эксперта, необходимо тесное сотрудничество общественников со счетной палатой и прокуратурой, сообщают «РИА новости».
«Когда счетная палата приезжает в регион, нужно, чтобы ее встречали общественники со своими наблюдениями. С Фондом содействия реформированию ЖКХ мы такую систему уже запустили, но сейчас ее важно настроить, нужно, чтобы общественники работали не во время проверки, а до и после нее. Мы договорились с генпрокурором, что мы в ноябре проведем массовое совещание с региональными органами власти, где попытаемся это взаимодействие (с органами прокуратуры) выстроить», — сообщила Разворотнева.