Такая точка зрения была высказана на состоявшемся в областном Собрании заседании «круглого стола», посвященном вопросу развития государственно-общественного управления в сфере образования в Архангельской области.
Напомним, что расширение участия общественности в управлении системой образования предусмотрено как Концепцией развития образования, так и проектом модернизации этой сферы, инициированном Председателем Правительства России Владимиром Путиным. Федеральными нормативными актами предусмотрено, что к началу 2012 года во всех образовательных учреждениях должны быть созданы органы самоуправления, это могут быть как попечительские, так и управляющие советы.
Выступая на заседании «круглого стола», министр образования, науки и культуры области Илья Иванкин отметил, что за последние три года была проведена достаточно серьезная работа. В той или иной форме участие широких слоев общественности в управлении реализовано в 87 процентах школ, 72 процентах дошкольных учреждений и других учебных заведениях.
Вместе с тем, по словам министра, высокая степень активности данного процесса, серьезная вовлеченность общественности в деятельность образовательных учреждений может быть отмечена лишь в нескольких муниципальных образованиях, например, в Архангельске, Северодвинске, Устьянском районе.
«Министерство будет и впредь настаивать на активизации этого процесса, — отметил Илья Игоревич. — Сегодня уже абсолютно ясно, что участие общественности в управлении образованием позволяет повысить открытость и прозрачность работы образовательных учреждений, способствует снижению конфликтности между всеми участниками образовательного процесса».
Сдерживающим фактором, по мнению министра, является незавершенность процесса формирования нормативной базы как федерального, так и регионального законодательства.
На другой аспект, который тормозит развитие государственно-общественного управления, указала заместитель директора Архангельского центра социальных технологий «Гарант» Татьяна Буриева. Это отсутствие информации либо крайне низкий уровень информированности тех же родителей о своих правах и возможностях.
Вместе с тем, опыт соседних регионов показывает, что набор инструментов, при помощи которых и можно реализовывать идею государственно-общественного управления, достаточно широк. Так, по словам заместителя председателя комитета областного Собрания по образованию и высшей школе Риммы Томиловой, в Вологодской области школьным советам делегировано право распределения стимулирующих надбавок педагогам, широко распространена практика «информационных круглых столов», итоги которых позволяют получить объективную оценку качества образования в конкретной школе.
Подводя черту, председатель комитета областного Собрания по образованию и высшей школе Игорь Чесноков выразил надежду, что состоявшийся откровенный разговор может стать толчком к возрождению системной работе по развитию государственно-общественного управления в сфере образования в нашем регионе.
«Если не будет активного участия общественности в выработке стратегии развития образования, то очевидно, что многого ждать от такого образования не придется, — сказал Игорь Александрович. — Пока нам не хватает именно системного, поступательного подхода в организации этого процесса. Есть положительный опыт, но он фрагментарный, разрозненный».
В перечне рекомендаций, принятых по результатам «круглого стола» сформулированы предложения Правительству области и областному Собранию: о дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы, создании регионального совета руководителей образовательных учреждений и о развитии деятельности общественных советов и рабочих групп с участием представителей педагогического и родительского сообществ.
Местным властям участники «круглого стола» рекомендовали, в том числе, усилить информационно-разъяснительную работу о принципах и формах участия общественности в управлении системой образования на муниципальном уровне.