«Двина-Информ» уже писала о том, с каким трудом эта законодательная инициатива претерпела первое чтение. Когда она только проходила обсуждение на парламентских слушаниях в ГосДуме в феврале, некоторые народные избранники опасались, что лицензирование деятельности УК может угрожать развитию конкурентных отношений и фактически монополизировать данный вид деятельности.
Кроме того, противники законопроекта указывали и на то, что обязательное лицензирование и товариществ собственников жилья (ТСЖ) противоречит нормам гражданского законодательства, создает неопределенность применения правовых норм, самовольно изменяет организационную основу юридического лица (ТСЖ приравнивается к УК) — а это есть прямое нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации.
Говорили и о том, что лицензирование может привести к увеличению административных расходов управляющих организаций, большим штрафам, которые могут уплачиваться за счет средств на содержание и ремонт общего имущества жильцов многоквартирных домов. А это в свою очередь может привести к росту стоимости жилищных услуг без увеличения фактического объема средств, направляемых на содержание и модернизацию многоквартирных домов.
Ну и наконец, многие высказывали мнение, что лицензирование управляющих компаний и ТСЖ приведет к тому, что желания собственников жилья, касающиеся способа и процесса управления, учитываться не будут.
Тем не менее, после первого чтения законопроект претерпел немалые изменения. Как рассказала корреспонденту «Двины-Информ» депутат областного Собрания, член комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству Валентина Попова, архангельские парламентарии, как и их коллеги из других регионов, подготовили свои предложения для поправок ко второму и третьему чтению.
Одна из поправок как раз-таки касалась штрафов для недобросовестных управляющих компаний, которые нарушили требования к порядку осуществления своей деятельности или к оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Согласно первоначальному варианту законопроекта предусматривался штраф для должностных лиц в размере 500 000 рублей. И все бы ничего, если бы практика взимания штрафов судебными приставами в случае привлечения к административной ответственности должностных лиц не сводилась, как правило, к списанию со счетов УК денежных средств. А это означает не что иное, как погашение денежного взыскания за счет средств самих собственников жилых помещений, права которых итак нарушены.
Архангельские депутаты поддержали усиление меры административной ответственности, предложенной законопроектом, но вместе с тем предложили включить в законопроект норму, обязывающую правительство России принять нормативный правовой акт, запрещающий взимать деньги для оплаты штрафа со счетов управляющих компаний за счет статьи «Содержание и текущий ремонт». По мнению комитета АОСД по жилищной политике и коммунальному хозяйству, списание штрафов со счетов управляющей компании должны осуществлять только за счет взимаемой с жителей многоквартирных домов платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом.
Вторая поправка была направлена в целях исключения коррупциогенных факторов. Архангельскими парламентариями было предложено включить в законопроект положения о государственном контроле со стороны органов государственной власти за деятельностью органов государственного жилищного надзора (плановые и внеплановые проверки), включая установление квалификационных требований к руководителю органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации. Кроме того, по предложению народных избранников из Поморья, на указанную должность нельзя назначать претендента, работающего ранее в управляющих компаниях, включенных в реестр дисквалифицированных лиц.
В общем, за прошедшие с первого чтения время закон имел широкое обсуждение, из регионов страны поступило более 3000 предложений. Напомним, в Челябинске прошел Всероссийский форум «ЖКХ-новое качество».
«Мы с коллегами-депутатами и областного Собрания приняли в нем участие. На форуме обсуждались основные поправки к первому чтению законопроекта, — рассказала депутат Валентина Попова. — В результате, во втором чтении законопроект был существенно откорректирован. Значительно уменьшились суммы штрафных санкций, принято решение о введении коллегиального принципа принятия решений о выдаче лицензий с обязательным участием представителей профессионального сообщества и общественников».
По словам Валентины Петровны, собственники получат право «вето» на расторжение договора с управляющей компанией по инициативе органа жилищного надзора. Обязательным лицензионным требованием для управляющих компаний станет необходимость использовать специальные счета, которые отделяют деньги за услуги поставщиков ресурсов от платы за содержание дома. Эта идея не нова, и в целом ряде регионов она применяется, в том числе и в Архангельской области большинство потребителей коммунальных услуг рассчитывается напрямую с поставщиками ресурса. Предполагается и наделение совета дома большими полномочиями, чтобы упрочить решение по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирных домов.
«Закон будет принят, он непростой, но его нужно будет исполнять. Жилищно-коммунальное хозяйство — это зона взаимной ответственности и тех, кто услуги оказывает, и тех, кто эти услуги потребляет. Необходимо повысить ответственность всех, кто принимает участие в отношениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства», — считает Валентина Петровна.
О том, что изменится в России после того, как законопроект о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами будет принят в третьем чтении, читайте в нашем следующем материале в понедельник.