На минувшей неделе глава региона рассказал журналистам об итогах встречи в Москве с президентом России Владимиром Путиным. Игорь Орлов ходатайствовал о решении трех важных региональных проблем. Одна из них касается энергетической отрасли Поморья, а конкретнее, смены гарантирующего поставщика электроэнергии.
Свою позицию на этот непростой вопрос руководство компании вместе с коллективом ОАО «Архэнергосбыт» высказали в письменном обращении к губернатору. «Двина-Информ» публикует этот документ.
Обращение к Губернатору Архангельской области Орлову Игорю Анатольевичу от трудового коллектива ОАО «Архэнергосбыт»
Уважаемый Игорь Анатольевич!
02 апреля 2014 года на интернет-портале Правительства Архангельской области опубликована информация, касающаяся деятельности ОАО «Архэнергосбыт», под заголовком «Прошу поддержать губернатора» после Вашей встречи с Президентом РФ В.В. Путиным.
Обращаемся к Вам как к главе Правительства Архангельской области, как к человеку, которому небезразлична судьба региона.
По существу и фактам, указанным в публикации, очевидно, что Ваши подчиненные сознательно ввели Вас в заблуждение по ситуации с гарантирующим поставщиком ОАО «Архэнергосбыт».
Выражаем Вам благодарность за оценку значимости компании, от работы которой зависит очень многое.
Сейчас регион находится в крайне неблагоприятной ситуации, связанной с неплатежами, как за потребленные энергоресурсы в целом, так и за электрическую энергию в частности. Общая задолженность потребителей за электрическую энергию перед ОАО «Архэнергосбыт» составляет более 3 млрд. рублей, из которых 1 млрд. 700 млн. является задолженностью предприятий и организаций ЖКХ, бюджетных и бюджето-зависимых предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на обеспечивающем жизнедеятельность оборудовании, так называемые «неотключаемые потребители».
Подобная ситуация стала возможной исключительно из-за действий руководства Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, Агентства по тарифам и ценам (АТЦ), в непосредственной компетенции которых находятся региональные вопросы энергетики, инвестиций и тарифообразования.
На протяжении 2-х лет они, по сути, создают конфликт, который можно решить только обращением в Арбитражный суд и ФАС Российской Федерации, что мы в этом году и делаем.
Для объективной оценки ситуации по задолженности за электроэнергию в Архангельской области отвечаем на Ваши обвинения в адрес гарантирующего поставщика ОАО «Архэнергосбыт» последовательно.
Цитата: «Мы столкнулись с тем, что не можем перейти к системной работе по тарифам в электроэнергетике, поскольку предложенная схема работы сбытовой компании нас не устраивает. Она не прозрачна...».
Ответ: Вас, уважаемый Игорь Анатольевич, дезинформировали.
Трудно сказать, что имелось в виду, но в настоящее время ОАО «Архэнергосбыт», являясь участником тарифно-балансовых решений, которые на территории региона принимает Правительство Архангельской области (Агентство по тарифам и ценам), заинтересовано в том, чтобы тарифы не повышались, так как высокие тарифы автоматически влекут за собой рост неплатежей за электроэнергию.
Гарантирующий поставщик ОАО «Архэнергосбыт» — не новое явление в России. Общество образовано в октябре 1956 года, т.е. 6 октября нам исполняется 58 лет.
Решение о создании специализированной организации по работе с продажами электроэнергии было принято еще при советской власти, и ничего нового мировая экономика придумать не смогла: производство и транспорт — отдельно, продажи — отдельно; иначе неизбежно злоупотребление, воровство и застой отрасли. Сети плюс сбыт — это не прозрачно!
Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» прямо указывает, что гарантирующий поставщик как специализированное предприятие, работающий в публичных договорах, является основой функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии, обеспечивающей производство, транспорт и продажи электроэнергии потребителям. Это не мы придумали и предложили Вам схему работы. Это жизнь и закон продиктовали эти условия.
Правительство Российской Федерации передало свои обязанности по исполнению публичного договора энергоснабжения гарантирующему поставщику согласно им же принятого и утвержденного Президентом Российской Федерации Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Тарифообразование в электроэнергетике Архангельской области выглядит следующим образом. Из 100% тарифа на электроэнергию на долю ОАО «Архэнергосбыт» приходится 5,5 %, ОАО «ТГК-2» — 30-40%, ОАО «МРСК Северо-Запада» — 50-60%.
Поговорка «за морем телушка-полушка, да рубль перевоз» не про Архангельскую область: и ТГК-2 на месте, и везти никуда не надо. Почему такое внимание к филиалу ОАО «МРСК Северо-Запад» «Архэнерго», непонятно, причем, муниципальные и другие сетевые компании не финансируются и не участвуют в инвестиционных проектах.
Кроме того, в связи с тем, что тарифы для населения устанавливаются АТЦ на уровне ниже экономически обоснованного, за указанный период наше предприятие не получает субсидию из областного бюджета на возмещение разницы в тарифах, что ещё более усугубляет ситуацию.
Порядок предоставления предприятиям ЖКХ субсидий из областного бюджета на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на отпускаемое тепло, холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, разработанный министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области, предусматривает перечисление данной субсидии в конце месяца, следующего за месяцем поставки ресурсов (предоставления услуги) потребителю, т.е. фактически через 2 месяца после сроков оплаты предприятием электроэнергии, установленных федеральным законодательством.
Таким образом, предусмотренный законом порядок оплаты электрической энергии по факту неисполним, поскольку из-за причин, указанных выше, к моменту установления АТЦ тарифов предприятие уже имеет задолженность по налогам и иным обязательным платежам.
Прослеживается прямая зависимость между тарифами и компенсацией выпадающих доходов из областного бюджета: меньше тарифы — меньше величина компенсации.
Как результат — устойчивый положительный тренд накопления задолженности предприятий ЖКХ за электроэнергию.
Далее, с учетом того, что основным неплательщиком за электрическую энергию является так называемая группа «неотключаемых» потребителей в рамках Федеральных законов об электроэнергетике 35-Ф3, З6-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от мая 2013 года «Об обеспечении исполнения обязательств по оплате электрической энергии в целях гарантированных расчетов», Правительство области должно было разработать перечень потребителей, в отношении которых будет предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии, а также об определении способов и сроков обеспечения обязательств. К таким потребителям относятся социально-значимые потребители, предприятия ЖКХ и т.п.
При этом основными причинами неудовлетворительного финансово-экономического состояния данных предприятий, по нашему мнению, являются:
— установление Правительством Архангельской области несбалансированных тарифов на оказываемые предприятиями ЖКХ услуги по тепло-,водоснабжению, водоотведению. Затраты предприятий, в т.ч. на оплату электроэнергии, учтённые в тарифах, значительно ниже фактических затрат предприятий;
— несвоевременное установление тарифов на оказываемые предприятиями ЖКХ услуги. С момента заключения договоров аренды муниципального имущества до момента утверждения агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее АТЦ) тарифов для предприятия проходит минимум 2 месяца, в течение которых предприятие не может выставлять счета потребителям за поставленные ресурсы (оказанные услуги) и фактически не имеет средств для деятельности.
ОАО «Архэнергосбыт» также обеспокоено фактом непрозрачности тарифов, установленных Агентством по тарифам и ценам Правительства Архангельской области.
Действия регулятора Архангельской области (АТЦ) в отношении гарантирующего поставщика, на протяжении 2-х лет игнорирующего все наши доводы о недофинансировании, вынудили нас обратиться в Арбитражный суд к регулятору на 700 млн. рублей, при установлении тарифов на 2014 год, нарушены практически все требования законодательства в сфере тарифного регулирования, и должные обоснования со стороны АТЦ не были представлены даже в суде.
Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области уже делало попытку замены гарантирующего поставщика на МРСК в октябре 2013 года, сфабриковав данные по задолженности и направив письма Председателю Правительства Российской Федерации Медведеву Д.А., Министру энергетики Новаку А.В., Министру регионального развития Слюняеву И.Н. с просьбой обратиться к Прокурору Российской Федерации Чайке Ю.Я. (что и было сделано).
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. ситуация в электроэнергетике Архангельской области рассматривалась на совещании в Минэнерго 10.10.2013 года, оформленном протоколом № ВК-427, были даны поручения каждой стороне, участвующей в совещании.
Кстати, на нем Ваш Министр Годзиш И.В. на вопрос о цели и мотивах своих требований, основанных на неподтвержденных фактах, ответил: «Мы хотим сменить гарантирующего поставщика и будем настаивать на этом». А на вопрос о том, что это попытка не отдать долги гарантирующему поставщику, которые на то время по неотключаемым потребителям составляли 1,2 млрд. рублей, он просто промолчал.
Однако по итогам совещания, на основании объективного анализа все претензии Правительства Архангельской области к ОАО «Архэнергосбыт» были признаны необоснованными.
Ссылка на задолженность ОАО «Архэнергосбыт» перед поставщиками оптового рынка и сетевыми организациями признана несостоятельной по той причине, что эти деньги просто-напросто не получены с потребителей, в первую очередь, тех, за деятельность которых несет ответственность Правительство области и органы местного самоуправления.
Суть поручений Правительству Архангельской области — принятие конкретных мер по погашению задолженности предприятий ЖКХ перед гарантирующим поставщиком.
Результат — задолженность на конец марта увеличилась до 1,7 млрд. рублей. 197 предприятий сфере ЖКХ с общей задолженностью 293 млн. рублей самоликвидировались или обанкротились. Долги «повесили» на ОАО «Архэнергосбыт».
Цитата: «Немалые долги у „Архэнергосбыта“ и перед генерирующей организацией ОАО „ТГК-2“".
Ответ: Это дезинформация Ваших чиновников от электроэнергетики. С начала 2013 года долги перед гарантирующим поставщиком копило ОАО „ТГК-2“. Общая сумма исков и претензий к ОАО „ТГК-2“ составляет более 1,5 млрд. рублей. 02.04.2014 года первый иск „Архэнергосбыта“ к ТГК-2 на сумму 671 млн. рублей удовлетворен в полном объеме подписанием мирового соглашения и выплатой долга в адрес гарантирующего поставщика до 01.07.2014 года. И тут мы кредитуем генератора. На оптовом рынке долгов не имеем.
Полный текст открытого письма здесь.