Вопрос рассмотрели в Москве на стратегической сессии «Северный завоз: надежно, быстро, доступно», организатором которой выступило Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. На встрече более 200 участников обсудили новые подходы к снабжению труднодоступных регионов России. В частности, затронули темы структуры управления, планирования и логистики северного завоза, а также механизмов снижения стоимости грузов. Участники также обсудили проблемы, с которыми сталкиваются регионы при разработке решений для повышения эффективности доставки, сообщает пресс-служба властей Поморья.
В России с 1 апреля вступил в силу федеральный закон о северном завозе, позволивший своевременно и по более низким ценам доставлять на северные территории товары первой необходимости.В Архангельской области действие закона распространяется на городской округ Новая Земля, Верхнетоемский, Лешуконский, Мезенский, Шенкурский округа, Пинежский, Приморский округа и на Ленский район.
На 2024 год план северного завоза в Архангельской области составляет порядка 24 тысяч тонн, основная номенклатура грузов для поставки – дизельное топливо, бензин, уголь, дрова, строительные материалы, медикаменты, продовольствие, иные промышленные товары для населения: мебель, одежда, бытовые приборы. Неотъемлемым условием бесперебойной доставки товаров северного завоза в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности является наличие развитой транспортной инфраструктуры и эффективных логистических цепочек.
В соответствии с федеральным законом формируется перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры – так называемая опорная сеть, имеющая критическое значение для построения оптимальных логистических маршрутов и обеспечения бесперебойного снабжения территорий северного завоза. Немаловажно, что развитие этих объектов будет осуществляться в том числе в рамках федерального финансирования. В рамках реализации федерального закона создается единый морской оператор северного завоза – АО «Русатом Арктик», – который будет обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов между морскими портами с понятным графиком, правилами и с фиксированной ценой, что позволит исключить самостоятельный поиск рейсов судоходных компаний предпринимателями и, соответственно, исключить риски сбоев в поставках товаров, дать возможность удешевить и ускорить их доставку.
В настоящее время прорабатывается вопрос расширения пилотного проекта по запуску единого морского оператора на территории Архангельской области. Помимо организации северного завоза на своей территории, Архангельская область участвует в организации перевозки грузов северного завоза в другие субъекты Российской Федерации, к примеру в морской порт Певек Чукотского автономного округа. Из морского порта Архангельск отправляются морские суда с грузами первой необходимости, снабжения и обеспечения. Каботажные перевозки из морского порта Архангельск по Северному морскому пути составляют порядка 40% от общего грузооборота.
В этом году выполнено два рейса по маршрутам Архангельск – Певек – Корсаков – Находка – Магадан – Петропавловск-Камчатский – Певек – Мурманск и Архангельск – Певек – Архангельск. На два рейса было погружено порядка 9000 тонн, или 20700 фрахтовых единиц генеральных и контейнерных грузов, в том числе грузов северного завоза. Как отметила министр экономического развития и промышленности Архангельской области Евгения Шелюк, морской порт Архангельск имеет все возможности, чтобы стать опорным пунктом перевалки грузов для единого морского оператора северного завоза.
– В связи с этим необходимо в краткосрочной перспективе обеспечить федеральное финансирование содержания объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, а также наделить единого морского оператора северного завоза полномочиями оказывать услуги не только морской перевозки, но и услуги по перевозке грузов судами внутреннего водного транспорта, по экспедированию грузов при мультимодальных перевозках, организации погрузочно-разгрузочных работ, хранению, упаковке, маркировке грузов, выполнению сюрвейерских услуг и страхованию грузов. Такое решение поспособствует обеспечению централизованного управления перевозками грузов северного завоза, – рассказала глава ведомства.