Напомним, с 2006 года владелец здания Морского речного вокзала ОАО «Архангельский морской торговый порт» не использует его по назначению. В 2012 году из него выведено и управление порта. Также владелец МРВ изменил его статус, выведя здание из числа объектов транспортной инфраструктуры и фактически превратив в торговый центр.
В настоящее время ведется согласование проекта обустройства площади у здания Морского речного вокзала. В рамках проекта всем арендаторам земельных участков и владельцам торговых павильонов будут предложены варианты нового размещения, как в проектируемом здании терминала, так и в других местах, сообщает пресс-служба мэрии Архангельска.
«Вопрос тщательно прорабатывается с 2007 года, — пояснил директор департамента градостроительства Ян Кудряшов. — В течение нескольких лет велись исследования. Причем, изучались плотность и графики движения общественного и индивидуального транспорта в зависимости от времени суток и сезона. Также учитывалась необходимость отделения маршрутов пригородного сообщения от городских, исключения из транспортного потока нелегальных перевозчиков, а также соблюсти все современные требования к терминалам ожидания пассажиров».
В итоге сейчас рассматривается предложение о принципиально новом облике площади у Морвокзала. Вместо многочисленных морально и физически устаревших и не соответствующих современным архитектурным требованиям ларьков и киосков на площади может появиться современный пассажирский терминал, оборудованный специальными заездными карманами для общественного транспорта:
«Согласно проектным проработкам с одной стороны терминала сможет останавливаться транспорт пригородного сообщения, с другой — городские маршруты. Сам терминал должен быть оборудован залом ожидания, камерой хранения, пунктами общественного питания, кассами и иными, необходимыми путешественникам местами предоставления товаров и услуг. Для тех, кто работает на общественном транспорте, также должны быть предусмотрены комнаты отдыха. Подобные комплексы давно существуют в Европе. Пора им появиться и в Архангельске», — считает Ян Валерьевич.
Также изменения могут коснуться и самой территории площади, ведь здесь надо будет обустроить стоянку для общественного транспорта, где в перерывах могли бы стоять автобусы, не загораживая движения. Также необходимо предусмотреть места остановок такси и многое другое. Кроме того, терминал сможет обслуживать и пригородные речные перевозки.
По словам главного архитектора Архангельска Евгения Бастрыкина, сейчас на рассмотрение департамента градостроительства предложено несколько вариантов терминала и организации планировки территории. Какой из них будет выбран — решится после всестороннего анализа. Но в любом случае в приоритете будут интересы горожан:
«Надо учитывать особенности климата Архангельска, — отметил Евгений Бастрыкин. — Зимой пассажирам стоять на открытых остановках холодно. А в закрытом помещении терминала будет обеспечено отопление. Кроме того, единый автобусный терминал, упростит решение вопроса с нелегальными перевозчиками. Ведь единый центр позволит лучше отслеживать движения автобусов по маршрутам. Ну и существенным для автолюбителей будет тот факт, что появление терминала позволит отрегулировать движение на транспортном узле пл. Профсоюзов — ул. Выучейского — набережная Северной Двины — ул. Урицкого и сократить возникновения пробок».
Что касается внешнего вида планируемого комплекса, то в его создании предлагается использоваться современные, эргономичные материалы. При этом архитектурный облик новых зданий должен гармонировать с существующим, и уже ставшим исторической достопримечательностью Архангельска зданием Морского речного вокзала.
В качестве одного из вариантов застройщики предлагают использовать обшивку из алюминиевых пластин, которые применялись при возведении новых зданий в Сочи и терминалов аэропортов в Европе. Благодаря морозоустойчивости и защите от деформации, этот материал будет не только долговечным, но и красивым. Стеклянная стена с видом на кафедральный Михайло-Архангельский собор только подчеркнет красоту столицы Поморья.
Что касается владельцев торговых киосков, то им будут предложены места для торговли в новом здании терминала, либо другие участки для переноса их временных и установки сооружений.