Для того, чтобы жители знали, на что уходят их средства, правительство России разработало стандарты раскрытия информации. Каждый водоканал или котельная обязаны публиковать в открытом доступе данные о своей работе. Причем это не только общая информация, вроде фамилии директора или телефона секретаря, но и финансовые показатели деятельности, информация об инвестиционных программах и действующих тарифах.
Тарифы на коммунальные услуги в России высокие, особенно на севере, где затраты объективно выше фактически на всё. По данным Росстата платежи за «коммуналку» уже составляют 8-10 процентов от всех расходов семей россиян, поэтому жители вправе знать, на что уходят их средства.
Организация также обязана раскрыть свою тарифную заявку, а также сведения о приобретенных ею товарах и услугах. Для пытливого ума это огромная пища для размышлений. Насколько водоснабжающая организация права, требуя повысить тариф в три раза, если она трубы покупает втридорога? Почему в одном регионе на одной и той же географической широте предприятие при данном тарифе работает с прибылью, а в другом находится в предбанкротном состоянии? Фактически население с помощью стандартов раскрытия информации сможет оценить компетентность управленцев своего коммунального предприятия.
«Не все организации добровольно соглашаются раскрыть всю эту информацию, поэтому приходится их штрафовать. При этом большое количество наказаний не является для нас самоцелью. Задача одна: заставить коммунальщиков соблюдать закон.За девять месяцев 2013 года агентство по тарифам и ценам возбудило уже 118 административных дел за различные нарушения», — подчеркнул Виктор Иконников.