Во-первых, не все отечественные нефтеперерабатывающие заводы готовы поставлять требуемый объем топлива стандартов Евро-3 и выше на рынок. В то же время в первом квартале в России, по данным Росстата, производство бензина выросло на 6,9 процента, а производство дизельного топлива снизилось на 2,7 процента относительно первого квартала 2011 года, а за первую неделю апреля сократилось соответственно на 7,5 и 1,1 процента к последней неделе марта. В итоге потенциально возможен относительный дефицит топлива на рынке, что влечет за собой рост цен.
Нельзя также не учитывать последние мировые тренды по росту цен на топливо и то, что внутренний рынок по увеличению цен в последнее время отставал от экспортного и сейчас стремится «догнать» его.
Свое негативное влияние может оказать и сезонный спрос на топливо. Кроме того, рост цен будет вызван, в том числе запланированным ростом акцизов на бензин и дизельное топливо стандарта Евро-3 и ниже с 1 июля 2012 года в соответствии с внесенными 28 ноября 2011 года изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Таким образом, наиболее вероятный коридор роста цен находится в диапазоне 10-20 процентов до конца нынешнего года относительно январских цен. По данным областного минэкономразвития, в январе 2012 года средние по области цены составляли на дизельное топливо 28,17 руб./л, на бензин АИ-92 — 25,61 руб./л и АИ-95 — 27,90 руб./л.
В случае необоснованного роста цен на бензин Федеральная антимонопольная служба может применить штрафные санкции к нефтяным компаниям.