Николай Киселев не был переназначен на свой пост и в Архангельск впервые послали варяга – бывшего мэра далекого Якутска Илью Михальчука. Говорят, что Илья Филиппович был поставлен к нам крупным кремлевским чиновником Олегом Говоруном. То ли жена Михальчука была родственницей жены Говоруна, то ли сам «якутский засланец» был чьим-то братом-сватом, сейчас уже и не разберешь. Но, так или иначе, а Архангельская область получила нового губернатора – жесткого, деятельного и хозяйственного. Народ поначалу обрадовался. Но дальше началось самое интересное.
Вслед за Михальчуком потянулись в Архангельск и разного рода «специалисты». Нынче эти фамилии звучат нарицательно – Молчанский, Шаулов, Нехаев, Бубякин и так далее. Устроил новый губернатор и свою сводную сестру Ирину Кондрашову, а также двух сыновей – Александра и Дмитрия. «Якутское нашествие» напугало архангельские элиты, привыкшие существовать в тихом и мутном болоте. А тут началось нешуточное брожение.
В представлении многих жителей Поморья Илья Михальчук стал олицетворением коррупции. Однако никаких уголовных дел против губернатора возбуждено не было, под прицел следствия попали только люди из его окружения вроде Молчанского и Шаулова. Еще Михальчук запомнился как жесткий цензор – СМИ при нем играли роль обслуги, а те, кто пытался что-то сказать лишнее, имел неприятности. Еще то время запомнилось масштабными митингами протеста, на которых звучали требования об отставке губернатора. «Михальчука в Якутию этапом!» - такой лозунг выкрикивал на майской демонстрации известный архангельский бунтарь Василий Поздеев. Этот лозунг стал одним из символов заката правления Ильи Филипповича.
13 января 2012 года через месяц после провальной думской кампании «Единой России» Михальчук был освобожден от должности по «собственному желанию». Этот день (кстати, пятница 13-е) был одним из самых счастливых для архангелогородцев. Люди выходили на улицу, и пили шампанское, обнимались и произносили тосты. В старый новый год тогдашний президент Медведев сделал подарок жителям Поморья.
Можно подумать, что Михальчук был исключительно зловещей фигурой. Так ли это? Думаю, что нет. Экс-губернатору многие благодарны за масштабный ремонт дорог, открытие после длительной реконструкции областного театра драмы имени Ломоносова.
Хотелось бы послушать и наших читателей: каким вы запомнили Илью Михальчука? Пишите в комментариях!
Андрей Чураков, политолог: «У Михальчука отсутствовала совесть»
«В череде губернаторов Архангельской области Илья Михальчук, на мой взгляд, самый профессиональный. Попытаюсь обосновать этот тезис. Профессионализм, по определению, это особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Михальчук к исполнению своих полномочий относился очень «системно». Сформировал новую систему органов исполнительной власти региона, позволяющую тотально контролировать финансовые потоки, на ключевые посты расставил людей абсолютно преданных, а зачастую и состоящих с ним в близком родстве.
Михальчук был эффективен. Ни один из его предшественников на данном посту даже близко не может сравниться с ним по данному показателю. Он добивался результатов, не застрачивая больших усилий. Я бы даже сказал, он работал с удовольствием, как правило, был жизнерадостен, улыбчив, приветлив. Всегда доброжелателен, открыт к общению, он производил впечатление человека, которого явно не мучает совесть. Собственно, так оно и было, поскольку совесть у Михальчука отсутствовала напрочь.
Надежной опорой Михальчук был и для своей семьи. При наличии, на момент назначения губернатором, двух сыновей, Илья Филиппович буквально с первых дней своего пребывания на Архангельской земле озаботился строительством дома в Бабонегово, и, мне почему-то кажется, что в своей загородной резиденции нашел время, дабы посадить с десяток деревьев. Семья для Михальчука была не только «тылом», как порой бывает, но и «фронтом», и «разведкой», и в какой-то мере «партизанским отрядом».
Резюмируя сказанное, отмечу, что Илья Михальчук на посту губернатора Архангельской области продемонстрировал все «прелести» выстроенной в стране «вертикали». Именно за счет таких управленцев до сих пор функционирует система, построенная на коррупции, лжи и практически византийском фарисействе. Отмена выборности губернаторов обосновывалась двумя причинами – необходимостью обеспечить целостность страны и воспрепятствование прохождению во власть криминальных элементов. По факту первую задачу выполнили, за счет второй».
Александр Гревцов, депутат Архгордумы: «Незабываемый Илья Филиппович»
«Господина Михальчука можно описать одним словом: «Незабываемый». Его лично и его «труды на благо области» мы не забудем ещё долго.
Именно сей господин с помощью волшебного топора горизбиркома «подарил» нам в 2008 году мэра Павленко. В результате этого город на семь долгих лет просто остановился в развитии, а решение важных вопросов шло кулуарно. Назначение Михальчука стало первым шагом к полному провалу программы расселения ветхого жилья в городе.
Говоря о Михальчуке, нужно вспомнить, конечно же, и его «племянника» Шаулова, назначенного замом мэра по строительству и, как говорят следователи, умыкнувшего более 100 миллионов рублей бюджета.
Нужно вспомнить и публичное унижение Михальчука на приёме у президента, когда Путин, мягко похлопав губернатора по руке, вдохновенно рассказывавшего про картон, пожурил его: «Я Вас не про картон спросил».
Губернаторы должны запоминаться своими делами, реализованными проектами. Что было реализовано при Михальчуке? Ни-че-го. Если что-то и строилось, то не благодаря Михальчуку, а вопреки ему.
Хотя нет, один проект Михальчук в Поморье всё-таки завершил. Реконструкция областного театра драмы. И не беда, что эта реконструкция обошлась бюджету минимум раза в два дороже фактической стоимости. Главное – результат есть. А так его бы могла постичь судьба косторезного училища в Ломоносово, домов на Доковской или школы в Подюге.
А в том, что не получилось у Ильи Филипповича быть губернатором, то не он в этом виноват, а жители области. Именно они на протяжении всего срока полномочий поливали губернатора грязью, критиковали его, проводили митинги, требовали отставки. «Какие же всё-таки люди неблагодарные – я ради них на коленях готов был ползти, а они меня добрым словом вспомнить не могут», - так, наверное, думал Илья Филиппович, покидая наши края».
Ранее на эту тему: Павел Балакшин: завхоз бесхозного времени