Новости дня

На улицах Архангельска появился «БУМАГАмобиль»!

Богомольцы на снегоходах добрались до «потаённых Соловков»

В Архангельске пообещали бесплатно принимать снег

В Котласе прошел инклюзивный фестиваль

Мобильная версия 16+

Четверг, 21 марта, 11:41

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/economy/2014/06/23/25394.html

Сюжет

ВПК79

Федеральные СМИ: «Севмаш» отказывается от гражданской продукции19 февраля 2016 19:02

Расходы Минобороны РФ в связи с экономическим кризисом могут быть сокращены на 5 процентов19 февраля 2016 07:56

На Севмаш придут более 150 квалифицированных молодых рабочих16 февраля 2016 14:41

На Варандее пройдут испытания новой военной автомобильной техники 13 февраля 2016 09:08

В Северодвинске открыт новый учебно-исследовательский центр по подготовке будущих судостроителей11 февраля 2016 11:35

На заводе «Звездочка» в Северодвинске произошел пожар на атомной подлодке7 апреля 2015 15:55

День памяти погибших подводников: тайна Комсомольца не раскрыта7 апреля 2015 13:20

Гендиректор "Звездочки" Владимир Никитин возглавил Крыловский научный центр2 апреля 2015 08:45

Блогер из Северодвинска получил приз от министра обороны России30 марта 2015 16:07

Офицеры России борются за присвоение звания Героя командиру АПЛ «Архангельск»25 марта 2015 13:50

Мысли по поводу: 15 лет назад в Архангельскую область начался исход «монстров Северного флота»

Мысли по поводу: 15 лет назад в Архангельскую область начался исход «монстров Северного флота»
http://www.russiannavy.ru/
Ровно 15 лет назад из с Кольского полуострова начался переход в Северодвинск первого из так называемых «монстров Северного флота» — так эти уникальные корабли называли, между прочим, еще со времен «позднего СССР».

Первым из них, как говорят моряки, «за ноздрю» буксиры потащили в Белое море тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» (до 4 октября 1990 года — «Баку»). 23 июня 1999 года советский мини-авианосец в прямом смысле этого слова отдал концы в Мурманской области и начал свое последнее в качестве российского корабля мореплавание из Баренцева моря в Белое, в область Архангельскую. Теперь он бороздит Индийский океан под другим флагом...

Затем в Северодвинск притащили на буксирах тяжелые атомные ракетные крейсера «Адмирал Нахимов» (в СССР «Калинин») и «Адмирал Ушаков («Киров»). На долгие годы все три корабля «зависли» на акватории северодвинских верфей Севмаш и «Звездочка».

Началась новая эпоха в истории Северодвинска. Никогда еще столько гигантских надводных кораблей не базировалось на акватории города корабелов. Почти два десятка атомных подлодок — такое в истории города было, и даже не раз. Но вот чтобы сразу три «монстра» — такое было впервые. Тогда, 15 лет назад, мне довелось побывать практически на всех пришедших в Северодвинск тяжелых крейсерах. И действительно, кроме слова «монстр» ничего в голову не приходило.

Вроде бы событие предназначалось быть радостным — все-таки предполагалось, что корабли будут тут модернизировать, то есть в то трудное время (невыплата зарплат корабелам, отсутствие заказов и так далее) могла появиться работа. Однако, как помнится, на лицах корабелов особой радости не было. Переговоры по продаже «Горшкова» Индии тянулись с 1994 года, но как-то вяло, и судьба корабля даже тогда, в 1999-м, была практически неясной.
По «Нахимову» и «Ушакову» было вообще мутно — никто не знал, зачем их вообще в Северодвинск притащили, ведь ни на Севмаше, ни на «Звездочке» не было опыта ремонта таких надводных кораблей. Злые языки уже через год прозвали «монстров», стоявших у причальных стенок северодвинских верфей, «мертвой флотилией Пашаева» — по имени тогдашнего гендиректора Севмаша Давида Гусейновича Пашаева.

Предприятиям приходилось содержать недешевый простой крейсеров на заводе за свой счет — а это многомиллионные суммы. И это при том, что с зарплатами там было почти вообще никак. Наверное, еще многие помнят те дикие времена...

Мне много довелось общаться в те времена с руководителями северодвинских верфей как среднего, так и высшего звена. Так вот, даже из уст довольно высоких заводских начальников звучали тогда сомнения — ну, и зачем Пашаев к нам этих «монстров» привел? Ведь разоримся! По их словам, решение о приводе в Северодвинск целой флотилии крупных надводных крейсеров Давид Гусейнович Пашаев принимал чуть ли не единолично! Просто взял — и приказал. Наверное, они тогда все-таки сгущали краски — ведь окончательное решение все-таки в Москве принималось. Но значительная доля истины в их словах все-таки была — без решительного вмешательства лично Давида Пашаева, получившего к тому времени звезду Героя России, корабли в Северодвинск не пришли бы.

Наверное, в адрес Давида Пашаева, человека в Северодвинске практически культового и боготворимого, сказано и написано уже много разных прекрасных слов. Но добавлю еще несколько своих. Это человек, который мыслил по государственному, стратегически. Если бы не его решительность, а порой даже жесткость в принятии решений, у флота России не было бы тех перспектив, которые появляются сейчас. Он умел мыслить стратегически. Да, заводы много лет в условиях хронической нехватки денег практически за свои «кровные» содержали огромные корабли. Но Пашаев умел предвидеть — России все равно они понадобятся.

Говорят, Звезду Героя России ему дали за спасение подводного атомного флота страны, хотя в представлении на присвоения этого высокого звания значатся несколько иные слова. Так вот, за спасение крупного военного надводного флота ему, по-моему, нужно давать и вторую Звезду. «Адмирала Горшкова» в конце концов, лишь после пяти лет стоянки в Северодвинске, все-таки отдали Индии, переименовали в «Викрамадитью», и за последующих девять лет, до 2013 года включительно, северодвинские корабелы получили бесценный опыт модернизации подобных кораблей. И не зря теперь военные эксперты наперебой утверждают, что если Россия будет строить авианосцы, то делать это стоит только в Северодвинске.

А в минувшем году началась активная дефектация систем и механизмов и подготовка ремонтной проектной документации на «Адмирале Нахимове», который через несколько лет превратят в современнейшую боевую единицу мирового уровня. То, что предвидел Пашаев, несмотря на категорическое неприятие когда-то своих идей как во многих столичных, так и в местных корабельных структурах, свершилось!

Из тех трех «монстров Северного флота» лишь «Адмиралу Ушакову» не повезло... Накануне «на самом верху» четко прозвучало, что тяжелый атомный надводный крейсер «Адмирал Ушаков» будет утилизирован, уже даже выделены средства на распилку его «на иголки». Как уже сообщало ИА «Двина-Информ», кроме всего прочего, атомный «адмирал» представляет опасность для экологии — ядерное топливо в его реакторах не перегружалось уже почти два десятка лет. В свое время корабли проекта 1144 «Орлан» представляли угрозу только для НАТО.

Автору этих строк доводилось бывать на борту «Адмирала Ушакова» не раз, еще с конца 90-х. Кстати, на борту однотипного с «Ушаковым» крейсера «Нахимов» мне довелось побывать даже в море — летом 1999 года, вместе с гражданской командой корабелов Севмаша я пробрался на буксир, который встречал крейсер у Никольского буя, у входа на северодвинский фарватер. Честно говоря, тогда я даже заблудился в его недрах, когда сопровождавший офицер вдруг неожиданно свернул в какой-то коридорчик. Блуждал я по закоулкам и палубам огромного плавучего города примерно с час, пока командование не послало на поиск меня же мичмана, дежурного по низам.

Уже когда доводилось бывать на борту «Ушакова», с 1999 года стоявшего у причала северодвинской верфи «Звездочка», я чуть ли не держал за руку сопровождающего, дабы не потеряться. Масштабы кораблей этого проекта поражают. Вообще там, согласно технической документации, почти пять километров (!) коридоров и проходных палуб. Внутренних помещений различного характера — около тысячи.

Кстати, у «Кирова-Ушакова» в истории немало если не героических, то хотя бы интересных страниц. 18 мая 1984 года во время инцидента со взрывом складов с боеприпасами в Североморске крейсер остался в гавани, в отличие от остального флота — для того, чтобы в случае старта ракет с горящего склада в сторону города — сбить их средствами корабельного ПВО.

Из-за случившейся на крейсере серьёзной поломки главного редуктора турбозубчатого агрегата, ещё во время срочного похода к месту аварии подводной лодки К-278 «Комсомолец» в 1989 году, и в дальнейшем усугубленной проблемами с главной энергетической установкой и реактором, корабль с 1991 года так ни разу и не выходил в море.
В 2013 году у «Звёздочки» появилось мнение о необходимости скорейшей утилизации активной зоны крейсера «Адмирал Ушаков». Как сообщил ИА «Двина-Информ» пресс-секретарь верфи «Звёздочка» Евгений Гладышев, этот тяжелый крейсер начнут утилизировать не ранее 2016 года. В бюджет госкорпорации Росатом на 2015 год уже включена сумма, которую планируется потратить на разработку проектной документации на утилизацию.

Отработанное ядерное топливо из него не выгружалось, однако специалистами «Звёздочки» были проведены работы по герметизации опасной реакторной зоны. Ранее гендиректор «Звездочки» Владимир Никитин сообщил прессе, что пребывание тяжелого атомного крейсера «Адмирал Ушаков», выведенного из состава ВМФ РФ, в акватории «Центра судоремонта «Звездочка» уже на протяжении 16 лет ставит под угрозу экологию города Северодвинск.

Шутки шутками, но у «Адмирала Ушакова» еще и самая богатая кинематографическая биография среди кораблей этого проекта. Так, еще под именем «Киров» он появляется в советском фильме «Случай в квадрате 36-80». Упоминается также в романе Тома Клэнси «Красный шторм поднимается». Сюжет романа примерно таков: в ходе третьей мировой войны в 1986 году крейсер вышел в Атлантику на охоту за конвоями и был потоплен норвежской подлодкой, которая незамеченной прошла в центр ордера и расстреляла крейсер торпедами.

Атомный ракетный крейсер «Киров» упоминается также в телевизионном фильме «Нити», снятым режиссёром Миком Джексоном для телекомпании BBC в 1984 году. По сообщению BBC, «Киров» якобы столкнулся в Ормуздском приливе с американским эсминцем типа «Кидд» Callaghan во время кризиса, приведшего к ядерной войне. Вот такой крейсер, с которым мы сегодня прощаемся навсегда, ровно через 15 лет после его прихода в Северодвинск.

Ну, а тем временем в Союзе машиностроителей России потихоньку вызревает идея о присвоении имени Героя России Давида Пашаева одному из вновь строящихся в Северодвинске подводных атомоходов. На уровне города имя легендарного гендиректора Севмаша уже присвоено одной из красивейших площадей. Остались еще уровень региона, отрасли и страны. И верится, что Россия своего героя не забудет. Потому что именно такие, как Пашаев, спасли флот страны в трудные годы безвременья...

Андрей Михайлов, 23 июня 2014 12:51

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

На улицах Архангельска появился «БУМАГАмобиль»!

Богомольцы на снегоходах добрались до «потаённых Соловков»

Игорь Годзиш: «Стратегия развития Архангельска предусматривает 95-процентную переработку мусора к 2030 году»

Выплаты по уходу за детьми-инвалидами будут увеличены с 1 июля

В Архангельске бывший свидетель Иеговы вернулся в лоно православия

В Архангельске пообещали бесплатно принимать снег

Ледовые переправы в Поморье начали потихоньку закрываться

За паводком в Поморье будут следить 604 оперативника

Мэрия Северодвинска ищет жильцов аварийных зданий

Иван Новиков: «Единая Россия предлагает дополнительные меры соцподдержки многодетным семьям»

Депутата из Няндомы заподозрили в пьяных «покатушках»

Сергей Шойгу проинспектировал на Севмаше строительство атомных субмарин

Главного федерального инспектора по НАО перевели из Республики Коми

Дмитрий Юрков продолжает встречи с северянами в рамках региональной недели

В Северодвинске - новый начальник по связям с обществом и молодежью

К жильцам заколоченного дома в Архангельске вызывали спасателей

В Котласе под снегом рухнула крыша

На директора школы в Пинежском районе завели уголовное дело

Жителя Архангельской области подозревают в истязании 16-летней сожительницы

В Архангельске ищут невысокого студента с дредами

В НАО готовятся к гонкам на оленьих упряжках

Борцы Поморья взяли золото и две бронзы на чемпионате СЗФО

Уроженка Поморья победила на первенстве России

Туристы Поморья готовятся к лыжному походу в Хибины

Яхтсмены Поморья лидируют на льду Онежского озера

В Котласе прошел инклюзивный фестиваль

В Северодвинске зазвучит «Волшебный смычок»

Поморью напомнят о поэте Прокопии Явтысом

В Архангельск прибывают куклы Николая II

В Архангельске покажут 45 украденных икон

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 16 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Политика в отношении обработки персональных данных.

Система Orphus

© 2003—2019

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 639-718, 639-719, 639-720

Главный редактор — Горин Денис Валериевич

Коммерческий отдел:
(8182) 47-07-96 Татьяна Подволоцкая
(8182) 47-08-79 Евгения Лутьянова
(8182) 47-08-59 Ирина Кандаурова


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru