Новости дня

Друзья природы — не только на словах

В Устьянском районе насмерть разбился рабочий

Бревенник спасли от масштабного пожара

600 корпоративных клиентов «Ростелекома» в Архангельской области выбрали виртуальную телефонию

Мобильная версия 16+

Вторник, 22 октября, 05:25

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/society/2015/04/07/33693.html

Сюжет

ВПК79

Федеральные СМИ: «Севмаш» отказывается от гражданской продукции19 февраля 2016 19:02

Расходы Минобороны РФ в связи с экономическим кризисом могут быть сокращены на 5 процентов19 февраля 2016 07:56

На Севмаш придут более 150 квалифицированных молодых рабочих16 февраля 2016 14:41

На Варандее пройдут испытания новой военной автомобильной техники 13 февраля 2016 09:08

В Северодвинске открыт новый учебно-исследовательский центр по подготовке будущих судостроителей11 февраля 2016 11:35

На заводе «Звездочка» в Северодвинске произошел пожар на атомной подлодке7 апреля 2015 15:55

Гендиректор "Звездочки" Владимир Никитин возглавил Крыловский научный центр2 апреля 2015 08:45

Блогер из Северодвинска получил приз от министра обороны России30 марта 2015 16:07

Офицеры России борются за присвоение звания Героя командиру АПЛ «Архангельск»25 марта 2015 13:50

В Севастополе появится филиал северодвинского судоремонтного центра «Звездочка» 24 марта 2015 16:41

День памяти погибших подводников: тайна Комсомольца не раскрыта

День памяти погибших подводников: тайна Комсомольца не раскрыта
На снимке: АПЛ «Комсомолец». Фото с форума www.russiannavy.ru
Об атомной подводной лодке «Комсомолец», построенном у нас в Северодвинске, и затонувшей 26 лет назад, 7 апреля 1989 года, написано много.

Лодка, которой и поныне принадлежит мировой рекорд погружения на 1032 метра, «скоропостижно» затонула неожиданно дня всех. Погибло 42 человека, спаслось 27. День гибели подлодки «Комсомолец» считается в России Днем памяти погибших подводников. И первыми этот скорбный день начали отмечать у нас, в Архангельской области.

Есть у автора этих строк и личные воспоминания о том корабле, из второй половины 80-х (давно живу). Не помню, кому из кадровиков Краснознаменного Северного флота тогда пришло в голову простажировать молодого командира дивизиона живучести, то есть меня, на К-278, или на «Плавнике» (так назывался сам проект «Комсомольца») в период экипажного «межсезонья», то есть смены экипажа. Поясню: на советских, да и нынешних российских АПЛ экипажей обычно не один, а два.

Две недели стажировки прошли незаметно, лодка понравилась, матчасть изучилась. Но в море на «Комсомольце» меня тогда не отправили, послали на другой корабль, хотя зачеты на самостоятельное управление подразделением на этой лодке я сдал успешно. Ну что ж, кадровикам виднее. Подводной лодке оставалось до катастрофы всего несколько месяцев... Получается, что судьба как бы уберегла меня, ведь если бы послали служить на «Комсомолец», то попал бы я как раз в тот экипаж, который был на борту во время катастрофы. Пронесло?

В Северодвинске, где строилась лодка, уже на 40-й день ее гибели был возведен гранитный Скорбный камень из черного кольского гранита, привезенный членами первого экипажа лодки из мест ее берегового базирования в Мурманской области. Как у же писало ИА «Двина-Информ», именно к нему, к этому Скорбному камню, приходят 7 апреля российские подводники почтить память всех своих погибших в море коллег.

Лодка, получившая индекс К-278, была заложена 22 апреля 1978 года, ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года уникальная подлодка с титановым корпусом вступила в строй. Технических новшеств у лодки было хоть отбавляй. Для сведения к минимуму отверстий, снижающих прочность, отказались от большого погрузочного люка. Для экстренного всплытия с больших глубин установили систему продувания одной из цистерн средней группы пороховыми газогенераторами.

Эту лодку оборудовали всплывающей спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин до 1500 метров. Во втором и третьем отсеках сформировали так называемую зону спасения, ограниченную поперечными переборками, выдерживающими большое давление. Все семь отсеков имели средства тушения пожаров. Но все это не спасло от трагедии.

Ожидалось, что точку над «i» после гибели «Комсомольца» поставит правительственная комиссия. Но, когда она завершила работу, в прессе появилось лишь краткое сообщение: «...Причиной катастрофы явился пожар в кормовом отсеке подводной лодки. Наиболее вероятно, что он возник из-за возгорания электрооборудования». О гибели этой подлодки написаны книги, многочисленные статьи, но вот четко никто из авторов так и не говорит, из-за чего же конкретно на исходе СССР погиб супреркорабль.

Тогда, в 1989-м, никто и представить себе не мог, что самый титулованный из мировых подводных кораблей, почетный член всех книг о мировых рекордах утонет... Суперчудо могучей советской «оборонки», атомная подводная лодка по имени «Комсомолец», субмарина новейшего третьего поколения, единственная (первая и последняя) подлодка проекта 685 «Плавник», до сих пор лежит на дне Норвежского моря, в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий, на глубине 1600 метров. 42 члена экипажа погибли.

Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров. Большая атомная подводная лодка «К-278», заводской номер 510, была заложена 22 апреля 1978 года на стапеле цеха 42 ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске. 30 мая 1983 года торжественно выведена из цеха, а 3 июня спущена на воду. С июля по август на подлодке проводились швартовые испытания. В августе был торжественно поднят Военно-морской флаг и лодка приступила к ходовым испытаниям. 28 декабря 1983 года был подписан приемный акт, и «К-278» вступила в строй.

Летчики, 7 апреля 1989 года вылетевшие на помощь терпящему бедствие кораблю, в 17.00 увидели, что рядом с лодкой плавают два спасательных плота, вмещающие по 20 человек. Летчики сбросили морякам контейнер с надувной шлюпкой (приводниться на сухопутной машине самолет никак не мог), подводники начали садиться в нее. При следующем заходе летчики не увидели этой лодки, один плот оказался перевернутым. Со второго самолета сбросили контейнеры, но ими уже никто не мог воспользоваться. В 17.08 подводная лодка затонула.

Еще примерно через час первую группу подводников подняла рыболовная плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая поспешила на помощь. Остальных поодиночке вылавливали из холодной воды. Спасти удалось 27 человек.

Трагедия у острова Медвежий вызвала бурную и весьма разноречивую реакцию. Быстрее всех отреагировали военные и газетчики. Погибшим воздали почести, экипаж «Комсомольца» наградили, заместитель начальника аварийно-спасательной службы ВМФ лишился должности. И, увы, началась информационная война между военными и промышленностью!

Как свидетельствуют документы, уже при сдаче лодки моряками выявились серьезные недочеты, например, в первом же погружении просто-напросто «потеряли» всплывающую спасательную камеру — ее оторвало напором воды. Пришлось искать камеру на дне, поднимать, переделывать, так же поступили с подобными устройствами на других лодках. Несчастливая примета, прямо скажем... Гражданские же инженеры-корабелы, которые строили лодку, не раз утверждали, что имели место неправильные действия экипажа.
Не будем приводить все подробности этой настоящей перепалки в советской и зарубежной прессе, чтобы не оскорблять память павших. Но это было — на исходе гибели великой империи моряки и корабелы вдруг резко заспорили, кто из них больше виноват в катастрофе. Собственно, споры не прекращены до сих пор! Поэтому давайте лучше помолчим минуту — лучшего для почтения памяти погибших еще никто не придумал.

18 января 1984 года лодка была включена в состав Краснознаменного Северного флота. А через пять лет автору этих строк пришлось недолго послужить на рекордной глубоководной субмарине, которая считалась тогда верхом технического прогресса... Если бы я своими собственными руками не держался за поручни трапа этой уникальной атомарины, если бы не ползал по отсекам, изучая матчасть (так у военных называется все подведомственное железо), то как-то по-другому воспринимал бы День памяти погибших подводников, который отмечается 7 апреля, в День гибели «Комсомольца»...

В районе гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989–1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, чтобы обеспечить радиационную безопасность.

Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов. Можно догадаться, что «Комсомольцем» занимались западные специалисты, причем, скорее всего, из НАТО.

Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в России, как День памяти погибших подводников и, наряду с Днем подводника, стала поводом еще раз воздать почести тем морякам, кто до конца сражался за Отечество, и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью.

Андрей Михайлов, 7 апреля 2015 13:20

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

Друзья природы — не только на словах

В Ненецком автономном округе полюбили Несь

Построенную в Северодвинске подлодку назвали «Оружием Судного дня»

110 сотрудникам санатория «Беломорье» погасили долги по зарплате

Работники ООО «Газпром трансгаз Ухта» стали лауреатами премии Н. К. Байбакова

600 корпоративных клиентов «Ростелекома» в Архангельской области выбрали виртуальную телефонию

Плесецкие коммунальщики пошли за правдой в прокуратуру

Генконсул Германии в Петербурге посетила Архангельский ЦБК

Конечные регулируемые цены на электрическую энергию и мощность, поставляемую потребителям ООО «ТГК-2 Энергосбыт» в сентябре 2019 года

ООО «Газпром трансгаз Ухта» стало одним из лучших дочерних компаний ПАО «Газпром» в сфере изобретательской и рационализаторской деятельности

Задержанный под Северодвинском дипломат США оказался тезкой английского ботаника

«Единая Россия» предложила снизить налоговую ставку для предпринимателей

«Единая Россия» предлагает реальную поддержку детям войны»

«Единая Россия» разрабатывает стратегию решения проблемных вопросов здравоохранения региона

Северяне оказали доверие кандидатам «Единой России»

В Устьянском районе насмерть разбился рабочий

Бревенник спасли от масштабного пожара

Архангелогородец грозил расправой полицейским

30 тысяч перевела жуликам 30-летняя жительница Няндомского района

На окраине Архангельска иномарка влетела в экскаватор

«Водник-2004» стал лучшим в России

Бокс в Архангельске назвали очень жестким, а болельщиков – огнем

172 юных жителя Архангельска получили значки ГТО

Архангельские спортсмены завоевали бронзу на чемпионате Европы по французскому боксу

Гимнасты Поморья добыли на Волхове золото и бронзу

Библиотекарей САФУ очаровали подаренные мэрией книги

«Илим» выступил официальным партнером фестиваля Context. Diana Vishneva

Северодвинцы взяли Гран-при в Казахстане

В Поморье решают, как сберечь бесхозные храмы

Актеры из Архангельска летят на гастроли в Воронеж

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 16 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Политика в отношении обработки персональных данных.

Система Orphus

© 2003—2019

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 639-718, 639-719, 639-720

Главный редактор — Горин Денис Валериевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru