Лодка, которой и поныне принадлежит мировой рекорд погружения на 1032 метра, «скоропостижно» затонула неожиданно дня всех. Погибло 42 человека, спаслось 27. День гибели подлодки «Комсомолец» считается в России Днем памяти погибших подводников. И первыми этот скорбный день начали отмечать у нас, в Архангельской области.
Есть у автора этих строк и личные воспоминания о том корабле, из второй половины 80-х (давно живу). Не помню, кому из кадровиков Краснознаменного Северного флота тогда пришло в голову простажировать молодого командира дивизиона живучести, то есть меня, на К-278, или на «Плавнике» (так назывался сам проект «Комсомольца») в период экипажного «межсезонья», то есть смены экипажа. Поясню: на советских, да и нынешних российских АПЛ экипажей обычно не один, а два.
Две недели стажировки прошли незаметно, лодка понравилась, матчасть изучилась. Но в море на «Комсомольце» меня тогда не отправили, послали на другой корабль, хотя зачеты на самостоятельное управление подразделением на этой лодке я сдал успешно. Ну что ж, кадровикам виднее. Подводной лодке оставалось до катастрофы всего несколько месяцев... Получается, что судьба как бы уберегла меня, ведь если бы послали служить на «Комсомолец», то попал бы я как раз в тот экипаж, который был на борту во время катастрофы. Пронесло?
В Северодвинске, где строилась лодка, уже на 40-й день ее гибели был возведен гранитный Скорбный камень из черного кольского гранита, привезенный членами первого экипажа лодки из мест ее берегового базирования в Мурманской области. Как у же писало ИА «Двина-Информ», именно к нему, к этому Скорбному камню, приходят 7 апреля российские подводники почтить память всех своих погибших в море коллег.
Лодка, получившая индекс К-278, была заложена 22 апреля 1978 года, ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года уникальная подлодка с титановым корпусом вступила в строй. Технических новшеств у лодки было хоть отбавляй. Для сведения к минимуму отверстий, снижающих прочность, отказались от большого погрузочного люка. Для экстренного всплытия с больших глубин установили систему продувания одной из цистерн средней группы пороховыми газогенераторами.
Эту лодку оборудовали всплывающей спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин до 1500 метров. Во втором и третьем отсеках сформировали так называемую зону спасения, ограниченную поперечными переборками, выдерживающими большое давление. Все семь отсеков имели средства тушения пожаров. Но все это не спасло от трагедии.
Ожидалось, что точку над «i» после гибели «Комсомольца» поставит правительственная комиссия. Но, когда она завершила работу, в прессе появилось лишь краткое сообщение: «...Причиной катастрофы явился пожар в кормовом отсеке подводной лодки. Наиболее вероятно, что он возник из-за возгорания электрооборудования». О гибели этой подлодки написаны книги, многочисленные статьи, но вот четко никто из авторов так и не говорит, из-за чего же конкретно на исходе СССР погиб супреркорабль.
Тогда, в 1989-м, никто и представить себе не мог, что самый титулованный из мировых подводных кораблей, почетный член всех книг о мировых рекордах утонет... Суперчудо могучей советской «оборонки», атомная подводная лодка по имени «Комсомолец», субмарина новейшего третьего поколения, единственная (первая и последняя) подлодка проекта 685 «Плавник», до сих пор лежит на дне Норвежского моря, в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий, на глубине 1600 метров. 42 члена экипажа погибли.
Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров. Большая атомная подводная лодка «К-278», заводской номер 510, была заложена 22 апреля 1978 года на стапеле цеха 42 ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске. 30 мая 1983 года торжественно выведена из цеха, а 3 июня спущена на воду. С июля по август на подлодке проводились швартовые испытания. В августе был торжественно поднят Военно-морской флаг и лодка приступила к ходовым испытаниям. 28 декабря 1983 года был подписан приемный акт, и «К-278» вступила в строй.
Летчики, 7 апреля 1989 года вылетевшие на помощь терпящему бедствие кораблю, в 17.00 увидели, что рядом с лодкой плавают два спасательных плота, вмещающие по 20 человек. Летчики сбросили морякам контейнер с надувной шлюпкой (приводниться на сухопутной машине самолет никак не мог), подводники начали садиться в нее. При следующем заходе летчики не увидели этой лодки, один плот оказался перевернутым. Со второго самолета сбросили контейнеры, но ими уже никто не мог воспользоваться. В 17.08 подводная лодка затонула.
Еще примерно через час первую группу подводников подняла рыболовная плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая поспешила на помощь. Остальных поодиночке вылавливали из холодной воды. Спасти удалось 27 человек.
Трагедия у острова Медвежий вызвала бурную и весьма разноречивую реакцию. Быстрее всех отреагировали военные и газетчики. Погибшим воздали почести, экипаж «Комсомольца» наградили, заместитель начальника аварийно-спасательной службы ВМФ лишился должности. И, увы, началась информационная война между военными и промышленностью!
Как свидетельствуют документы, уже при сдаче лодки моряками выявились серьезные недочеты, например, в первом же погружении просто-напросто «потеряли» всплывающую спасательную камеру — ее оторвало напором воды. Пришлось искать камеру на дне, поднимать, переделывать, так же поступили с подобными устройствами на других лодках. Несчастливая примета, прямо скажем... Гражданские же инженеры-корабелы, которые строили лодку, не раз утверждали, что имели место неправильные действия экипажа.
Не будем приводить все подробности этой настоящей перепалки в советской и зарубежной прессе, чтобы не оскорблять память павших. Но это было — на исходе гибели великой империи моряки и корабелы вдруг резко заспорили, кто из них больше виноват в катастрофе. Собственно, споры не прекращены до сих пор! Поэтому давайте лучше помолчим минуту — лучшего для почтения памяти погибших еще никто не придумал.
18 января 1984 года лодка была включена в состав Краснознаменного Северного флота. А через пять лет автору этих строк пришлось недолго послужить на рекордной глубоководной субмарине, которая считалась тогда верхом технического прогресса... Если бы я своими собственными руками не держался за поручни трапа этой уникальной атомарины, если бы не ползал по отсекам, изучая матчасть (так у военных называется все подведомственное железо), то как-то по-другому воспринимал бы День памяти погибших подводников, который отмечается 7 апреля, в День гибели «Комсомольца»...
В районе гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989–1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, чтобы обеспечить радиационную безопасность.
Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов. Можно догадаться, что «Комсомольцем» занимались западные специалисты, причем, скорее всего, из НАТО.
Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в России, как День памяти погибших подводников и, наряду с Днем подводника, стала поводом еще раз воздать почести тем морякам, кто до конца сражался за Отечество, и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью.