Напомним, 1 октября 2003 года министерство путей сообщения России было преобразовано в крупнейший транспортный холдинг. В настоящее время 100% акций компании принадлежит правительству Российской Федерации. ОАО «РЖД» в полном объеме обеспечивает потребности страны в перевозках пассажиров и грузов, проводит модернизацию железнодорожной отрасли.
Северная железная дорога осуществляет свою деятельность в качестве филиала ОАО «РЖД». Сегодня в структуру магистрали входит пять регионов — Ярославский, Вологодский, Архангельский, Сольвычегодский, и Сосногорский. Более 3000 грузоотправителей пользуются услугами СЖД, с ними заключено свыше 11 000 договоров на перевозку грузов. По СЖД перевозятся: нефть, каменный уголь, черные металлы, лес, строительные материалы, удобрения, бумага.
За 2003-2014 гг. компанией «РЖД» вложено более 141 млрд. рублей в развитие Северной железной дороги. Построены обход Даниловского железнодорожного узла, вторые пути на участке Буй — Вологда, реконструированы объекты на крупнейшей сортировочной станции Лоста, Пункт технического обслуживания локомотивов на станции Обозерская, проведено развитие Череповецкого железнодорожного узла, реализованы другие проекты. К 2014 году увеличены объемы бесстыкового, «бархатного» пути с 27,9% до 64,9%.
Пропускные и провозные способности железнодорожной инфраструктуры на полигоне магистрали существенно возросли. Если в 2002 году СЖД добивалась уровня в 8-9 тыс. вагонов передачи грузовых вагонов на другие железные дороги, то к 2005 году этот показатель достиг 11 тысяч. Началом 2014 года стал абсолютный рекорд СЖД — передача 15,4 тыс. вагонов (7 января), который был преодолен в марте (свыше 15,9 тыс. вагонов).