Еще в 2010 году всемирно известный журнал упомянул Кудемскую узкоколейную железную дорогу в списке десяти красивейших железнодорожных маршрутов планеты. Казалось бы, вот она – золотая жила для города корабелов. Вози туристов со всего мира, показывай им местные леса и озера, катай на экзотических вагончиках и накачивай бюджет звонкими евро. Ан нет! Лишь спустя восемь долгих лет начальник Белозерского территориального отдела Виктор Тихонов выдвинул предложение – организовать в поселке, где, собственно, завершается маршрут узкоколейки, некоторую систему туризма.
Пока что, как можно понять, не для взрослых иностранцев или россиян, а для местных, преимущественно северодвинских школьников.
- Этот экскурсионно-краеведческий проект позволит познакомить детей с историей северной глубинки, с красивейшей природой родного края, его богатейшими лесами и кристальными озёрами, научит чувствовать и любить родную землю, - сообщает заместитель главы Северодвинска по социальным вопросам Ирина Сахарова.
Природа в тех краях и верно, благодатная. А вот технически многие вагоны мотовоза оставляют желать лучшего. Да и с историей все не так просто, потому что вдоль узкоколейки располагались точки Ягринлага. Впрочем, чего тут скрывать? Историю по любому надо знать такой, какой она была, без прикрас.