При мощности двигателя в 8200 лошадиных сил, при толщине носовой части 44 сантиметра "Михаил Сомов" легко мог преодолевать метровый лед. На судне могли разместиться до полутора сотен человек – экипаж и экспедиция. 8 июля 1975 года на нем в торжественной обстановке был поднят флаг Союза ССР. В сентябре того же года дизель-электроход прибыл в Ленинград, где его передали судовладельцу - НИИ Арктики и Антарктики.
В порту приписки "Михаилу Сомову" приходилось бывать не часто. Место его работы - полярные воды. 21 раз ему довелось участвовать в Антарктических экспедициях. В 1982 году на суде прошло переоборудование: замена дизелей, укрепление корпуса, модернизация лабораторий. В 1985 году весь мир узнал о его ледовом дрейфе возле берегов шестого континента. Зажатый между обломками айсберга "Михаил Сомов" не раз рисковал быть раздавленным и затонуть. Экипаж не покинул судно, сумел выбраться из ледового плена. Вернувшись в родной порт, многие моряки получили правительственные награды. НИС "Михаил Сомов" был награжден орденом Трудового Красного знамени.
На постоянное "место жительства" нам на Север дизель-электроход пришел в 2000-м году. По решения главного управления гидрометеослужбы судно было передано Северному управлению ГМС, портом приписки его стал Архангельск. В том же году впервые после двадцатилетнего перерыва на борту "Михаила Сомова" в Арктику отправилась научная экспедиция. С той поры плавание во льдах Карского и Баренцева морей с научными работниками институтов стали регулярными. Выполняет научное судно и грузовые рейсы. Но главной его задачей остается снабжение полярных метеостанций всем необходимым. Ежегодно в летние месяцы "Мизаил Сомов", приняв в трюма контейнера с продуктами, пакеты стройматериалов, бочки с дизельным топливом, отправляется к островам арктических морей. И потому нынешние полярники как полвека назад их предшественники тоже знакомы с "Михаилом Сомовым".
Дизель-электроход, как считает экипаж, унаследовал беспокойный характер первопроходца и душу полярного исследователя. И даже свое сорокалетие "Михаил Сомов" встречает в море, в Арктике. Для любого другого судна этот возраст считался бы критическим, "дядя Миша" (так его называют моряки) остается крепким, сильным и надежным.
Всем, кто хотя бы раз побывал в полярных широтах (как в северных, так и в южных), имя Михаила Сомова хорошо известно. Ветераны арктических и антарктических экспедиций помнят человека, полярного исследователя. Еще в далеком 1938 году молодой специалист-гидрометеоролог принял участие в первом походе судов по Северному морскому пути. И с тех пор «заболел» Арктикой. Высокие широты стали местом его работы, научной лабораторией. В составе экспедиций он бывал на Северном полюсе, на островах ледовитого океана, на ледокольных пароходах. Во время войны Михаил Сомов занимался ледовой разведкой - составлял карты, облегчающие плавание караванов судов. В 1950 году океанограф Сомов возглавил дрейфующую научную станцию «Северный полюс - 2». А в 1955-м, когда впервые в истории советские научные суда «Обь» и «Лена» отправились к берегам Антарктиды, руководителем экспедиции был назначен доктор географических наук, Герой Советского Союза Михаил Сомов.
В 1973 году Михаила Михайловича не стало. Академия Наук обратилась в правительство с просьбой увековечить имя ученого.