Новости дня

Руководство по покупке двухкомнатной квартиры: ключевые моменты для внимания

Активисты из Северодвинска познакомились с работой АМСК

Пловцы Поморья добыли медали на Арктических играх

На выставке «Россия» показали Виноградовский округ и Коряжму

Мобильная версия 16+

Пятница, 29 марта, 05:32

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/society/2014/05/08/24061.html

Сюжет

Депутаты поддержали инициативу о присвоении Северодвинску звания «Город трудовой доблести и славы»18 февраля 2016 14:54

Студенты из НАО преодолеют на лыжах 250 километров «по следам» оленно-транспортных батальонов16 февраля 2016 19:27

Ветераны и общественники: Северодвинск достоин звания «Город трудовой доблести и славы»12 февраля 2016 20:46

Москвичи победили в конкурсе на создание макета памятника солдатам, чьи останки нашли архангельские поисковики5 февраля 2016 14:16

В Архангельской области проходит региональный этап конкурса «Моя семейная реликвия»2 февраля 2016 07:33

Архангельские поисковики разыскивают родственников солдата Евгения Гусева23 декабря 2015 11:58

В Архангельске 3 декабря отметят День неизвестного солдата3 декабря 2015 08:12

В Архангельской области ищут родственников стрелка Ивана Коровина1 декабря 2015 09:51

В Архангельской области отметят День неизвестного солдата30 ноября 2015 16:27

В Архангельской области ищут родственников солдата Егора Гусева16 октября 2015 11:38

На опасных морских дорогах

На опасных морских дорогах
Фото из архива семьи Барановых
На страницах истории Архангельской области навсегда останутся запечатленными отважные действия северных моряков, для которых подвиг стал обычной работой.

В распоряжение редакции «Двины-Информ» попали мемуары участника Великой Отечественной Войны Феодосия Баранова.

Предоставлены они были его сыном Вадимом Барановым. Феодосий Семенович решил рассказать младшему поколению о тех событиях, которые ему пришлось пережить в годы войны. Свою историю он написал на бумаге, и, не смотря на то, что сам автор ушел из жизни еще в прошлом веке, его потомки бережно хранят не только его награды, но и личные записи.

«Мужественных и смелых людей довелось мне узнать среди моряков транспортного флота, обеспечивавших доставку военных грузов в Архангельск в годы Великой Отечественной войны.

В мае 1942 года после окончания Архангельского морского техникума я был направлен матросом на пароход «Мироныч». Вспоминается один рейс, связанный с плаванием наших судов под конвоем военных кораблей. Это было в августе 1942 года. «Мироныч», взяв груз для Норильского комбината, вышел на бар и стал на якорь в ожидании сбора каравана судов, идущих на север и северо-восток. Вел судно капитан Толмасов, но затем его сменил капитан Грешнер В.А.

Караван состоял из девяти судов. Это были пароходы «Чернышевский», «Ельня», «Щорс», «Мироныч», краболов «Комсомолец Арктики», танкеры «Донбасс», «Азербайджан», «Моссовет», «Чернышевскнй» и один английский танкер.

Ранним августовским утром суда снялись с якорей и тронулись в путь сопровождаемые военными кораблями.

Пришли в порт острова Диксон, после короткой остановки п/х «Мироныч» отправился к месту выгрузки — в порт Дудинка, а остальным судам предстояло следовать Северным морским путем на Дальний Восток. Этот же курс позже должен был взять и п/х «Мироныч», но до того надо было выгрузить металлолом в порту Дудинка и взять пиломатериал в порту
Игарка.

Надолго запомнилась одна встреча: мы уже заходили в порт Игарка, а навстречу нам шел пароход «Революционер» с лесом, направляясь на остров Диксон. Через несколько дней мы увидели тот же пароход «Революционер», входящим в порт Игарка обратно.

На мостике и по левому борту в районе полубака судно имело повреждения. Позже мы узнали, что пароход уже в порту Диксон попал под обстрел немецкого «карманного линкора» «Адмирал Шеер», пиратствовавшего в водах Карского моря.

Караван судов, ушедший на восток, встретился с тяжелыми льдами, пройти не удалось и суда возвратились обратно. «Мироныч» вновь примкнул к своему каравану. Суда проследовали до острова Вайгач и остановились в бухте Варнака. Ждали распоряжений о дальнейшем следовании.

Получив приказ о движении, суда подняли якоря и стали выходить их бухты. Вдруг раздался взрыв большой силы — это подорвался пароход «Щорс». Капитан сумел направить судно на отмель, и оно затонуло. Выход судов отменили. Воспользовавшись появившимся временем, команда п/х «Мироныч» сняла орудие со «Щорса» и установила его на корме своего судна. Я был назначен вторым наводчиком этого орудия.

Вскоре суда переменили место стоянки и в ожидании наступления иного времени перебазировались в одну из новоземельских бухт.

Не теряя времени даром, команда практиковалась в стрельбе из орудия, до этого никакого вооружения у нас не было.

Наступило темное время года. Суда готовились к рискованному одиночному плаванию до Исландии между островами Шпицберген и Медвежий.

Первым отправился танкер «Донбасс». О трагической судьбе судна и команды известно: вражеские самолеты разбомбили танкер.

Один за другим суда покидали порт. Английский танкер ушел в Мурманск. Видимо, его команду испугал такой переход.

Настала очередь п/х «Мироныч». Время для плавания было очень неудачное — лед спустился с севера очень низко, пробиваться сквозь ледяные поля мы не могли: уголь был на исходе. Кроме того, у нас был неисправен котел. Первоначальный маршрут — в обход острова Медвежий с севера — пришлось сразу изменить. Капитан, оценив ледовую обстановку, понял, что судну не пробиться.

Он сообщил об этом экипажу и о том, что решил не возвращаться обратно, а обойти остров Медвежий с юга и следовать дальше к острову Ян-Майен, а там на Исландию, где был назначен сбор каравана.

На траверзе острова Ян-Майен повернули и стали спускаться на юг к Исландии. На севере Исландии п/х «Мироныч» зашел в рекомендованную для захода бухту. И сразу перед самым судном всплыла подводная лодка. Как оказалось, это была английская лодка. Замигал огонь семафора, и скоро мы договорились о проводке в порт. К судну подошла резиновая лодочка, доставившая лоцмана, который повел судно в порт Акурейри.

Взят бункер, и снова — в море. В Рейкявике нам исправили топку котла. Снова в сборе весь караван, даже в увеличенном составе.

Суда вышли в Атлантический океан под охраной противолодочных катеров. Некоторое время шли вместе, а потом разъединились на мелкие караваны. Одни пошли в Англию, другие — в Южную Америку, а мы направились к берегам Канады.

Атлантика показала себя в полном блеске — п/х «Мироныч» попал в жестокий шторм. Суда каравана разнесло в разные стороны, топливо было на исходе, а ураган не стихал. Судно сильно обледенело, бороться с обледенением не хватало сил. Поразительным было мужество и упорство моряков, противостоящих стихии.

В порту Сент-Джонс, куда, наконец, удалось добраться, мы увидели наше судно «Комсомолец Арктики». И ему здорово досталось от урагана, а спасательные шлюпки «достались» океану.

Из Сент-Джонса п/х «Мироныч» и несколько транспортных судов Англии и Америки под охраной военного корвета начали следовать в порт Галифакс.

Пройдя небольшое расстояние, перед судами появилось много «блинчатого» льда. Несмотря на то, что английские и американские суда имели более крепкий корпус, да и машина была сильнее, в лед войти побоялись, а так же и военный корвет, который имел слабый корпус.

Капитан п/х «Мироныч», товарищ Грешнер В.А, предложил следовать первым, а сзади военному корвету и остальным судам, на что командир корвета дал согласие. Вот так и тронулись дальше. Через сутки хода Атлантический океан встретил опять чистой водной поверхностью.

Так русские моряки опять доказали свою выдержку, уменье и смелость при преодолении трудностей.

Вскоре прибыли в порт Галифакс, а затем в Нью-Йорк. Отремонтировавшись и погрузив генеральный груз, отправились через Панамский канал в Тихий океан. Отсюда путь лежал к родным берегам. П/х «Мироныч» работал на Дальнем Востоке, перевозя грузы из Америки во Владивосток.

Я рассказал об одном переходе, в котором проявилось мужество и героизм северных моряков, работавших на опасных морских дорогах в годы Отечественной войны».

Нелли Хабарова, 8 мая 2014 13:18

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Фото
Реклама
Новости рубрик

Активисты из Северодвинска познакомились с работой АМСК

На выставке «Россия» показали Виноградовский округ и Коряжму

Жители Архангельска хотят красивую и благоустроенную набережную

Кладовая с призами опустела

Школьников в Архангельске будут кормить водорослями

Руководство по покупке двухкомнатной квартиры: ключевые моменты для внимания

В ООО «Газпром трансгаз Ухта» подвели итоги и рассказали о планах

В Архангельской области началась подготовка к Маргаритинской ярмарке

ПАО «ТГК-2» использует современные технологии в работе

Студенты САФУ представили разработки по цифровизации мусорной отрасли

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

Президент России обратился к гражданам страны

Алковоришка орудовал в торговом центре Архангельска

Двое мужчин с крупной партией наркотиков пойманы в Архангельске

Жителей Архангельской области предупредили, что мошенники для обмана могут использовать детей

В Онеге пьянка закончилась кражей денег у пенсионерки

Жительница Котласа хотела продать авто, но нарвалась на мошенника

Пловцы Поморья добыли медали на Арктических играх

«Барракуда» из Северодвинска вернулась домой с победой

Пловцы из Архангельской области доплыли до медалей

«Водник» завоевал серебро чемпионата РФ

Судьбу золота в Устьянах решил поединок Большунова и Вокуева

В Архангельске готовятся масштабно отметить юбилей Антонины Колотиловой

В Поморье школьников учат плотницкому мастерству

В Архангельске покажут фильм-путешествие «Песни Поморья»

Концерт в Устьянах помог приобретению тепловизионного прицела

Северный русский народный хор назвал даты ближайших концертов

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Политика в отношении обработки персональных данных.

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru