Скорость движения современного мира измеряется мегабитами в секунду. Каждый день мы ощущаем это на себе: просматривая новостную ленту за завтраком, проверяя почту десятки раз в течение дня, скачивая новый фильм вечером.
Сеть не отпускает нас и на работе. В то время как начальство совещается в режиме видеоконференции, мы переписываемся с коллегами в чате. И когда напарник, сидящий за соседним столом, напишет «Пойдем выпьем кофе?», мы только скинем в ответ улыбающийся смайлик.
Полноценная ли это замена живому общению? Ведь известно, что 80% информации при личном контакте человек воспринимает невербально и лишь 20% на вербальном уровне. Пропорция может колебаться, но суть остается неизменной: не столь важно, что вы говорите, сколько как вы это говорите.
Имеет значение, какие жесты, интонацию, мимику вы используете. А также что на вас надето, куда вы смотрите и как вертите ручку во время обсуждения. При этом умение «по глазам видеть» зависит не от навыков психолога, а от интуиции. В этом смысле каждый может взять от непосредственного разговора больше, чем от его сетевого заменителя.
Личная встреча — это живой, насыщенный процесс. В Сети же вы лишь схематичная страница, строка в списке контактов или в лучшем случае блеклая картина в окне Skype.
Действительно важные вопросы рискуют повиснуть в воздухе, в прямом и переносном смысле. Коллега не заметит очередное сообщение. Резюме, отправленное работодателю, потеряется где-то на Бермудах. Наконец, в самый ответственный момент (только не это!) интернет окажется неоплаченным.
Виртуальный рабочий контакт — отличный выход из положения, но пусть этот выход остается запасным. Старое доброе «здесь и сейчас» можно компенсировать эфемерным «до связи», но лишь в известной степени.