Новости дня

Капремонт двух мостов через Шарьгу развернулся под Няндомой

В Архангельске простились с первым губернатором области Павлом Балакшиным

В Северодвинске назвали имена лучших стрелков Архангельской области

Всего за сутки жители Архангельска потеряли 13 миллионов рублей

Мобильная версия 16+

Пятница, 19 апреля, 09:51

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/society/2013/12/20/20266.html

Игорь Анреечев: К счастью, мне не приходилось сталкиваться со взяточничеством

Игорь Анреечев: К счастью, мне не приходилось сталкиваться со взяточничеством
Фото Александра Крохи
Агентство «Двина-Информ» провело Интернет-конференцию на антикоррупционную тему. На поступившие в редакцию вопросы ответил директор правового департамента правительства Архангельской области Игорь Андреечев.

— Игорь Сергеевич, по новому закону с 2013 года чиновники должны отчитываться не только о своих доходах, но и о расходах. Наших читателей интересует, о каких именно своих расходах идет речь?

— Действительно, до 2013 года чиновники предоставляли сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В этом году, в срок до конца апреля, государственные и муниципальные служащие должны были предоставлять и сведения о расходах. Эта процедура была введена, чтобы получить возможность сопоставлять и контролировать соотношение доходов госслужащего с его расходами. То есть, с одной стороны рассматриваются доходы самого госслужащего и членов его семьи, прежде всего, супруга или супруги за три года, с другой стороны — крупная сделка, сделка по приобретению земельного участка, объектов недвижимости, акций, уставных капиталов. Надо сказать, что в Государственной Думе в ходе обсуждения этого закона очень долго дискутировали, стоит ли расширить перечень сделок. Например, включить покупку драгоценных металлов, предметов роскоши, картин. Но в итоге закон был принят именно в такой редакции. И в этом году уже 25 государственных служащих предоставили сведения о том, что совершенные ими сделки превышают их доходы за три года. Это, безусловно, стало основанием для проведения соответствующих проверок: что послужило источником этих сделок, и насколько обоснован этот источник доходов. Проверка должна выяснить, на какие средства был приобретен объект недвижимости или земельный участок, и насколько сумма средств сопоставима с доходами служащего. В случае предоставления недостоверных сведений меры предполагаются довольно серьезные, в том числе увольнение в связи с утратой доверия.

Кроме того, в законе предусмотрена возможность органам прокуратуры впоследствии обращаться в суд и требовать обращения в собственность Российской Федерации имущества, приобретение которого не подтверждено законными источниками. Это очень важная мера в целом, так как это первый шаг Российской Федерации к реализации 20-й статьи Конвенции Организации Объединенных Наций о противодействии коррупции. Фактически до 2013 года эта мера в нашей стране не применялась.

— Есть ли какая-то конкретная сумма, от которой начинается отсчет — проверять эту сделку или нет?

— Это зависит от доходов конкретной семьи служащего. Допустим, супруг является госслужащим, условно примем, что его доход составляет 500 тысяч рублей в год. Его супруга, к примеру, тоже бюджетник, и ее доход — те же 500 тысяч рублей в год. Соответственно, за три года эта семья заработала три миллиона рублей. И если приобретается, например, трехкомнатная квартира, стоимость которой четыре миллиона рублей — то эта сделка, очевидно, не соответствует доходу обоих супругов за три года. Такая сделка должна будет проверяться. Возможно, у супругов были сбережения, накопленные за период, предшествующий отчетным трем годам, или были случаи дарения имущества, вступления в наследство, добровольные пожертвования родственников. Госслужащий должен дать пояснения по всем этим фактам. Если возникают основания сомневаться в достоверности сведений, закон дает возможность делать запросы в кредитные организации, в органы регистрации недвижимого имущества, и даже проведение оперативно-розыскных мероприятий.

— Перейдем к ФЗ-44, закону о госзакупках. Какую лазейку для коррупционеров закроет 44-й закон?

— Закон этот, с одной стороны, долгожданный, с другой стороны, достаточно сложный.На сегодняшний день оценить эффект применения этого закона непросто. Ближайшие годы — 2014-й, 2015-й — будут, в большей степени, переходным периодом. Очень многие законодательные нормы, антикоррупционные меры заработают только с 2015-го, с 2016-го года. Но уже сегодня можно сказать, что в федеральном законе содержится целый ряд антикоррупционных мер. Прежде всего — это обоснование начальной (максимальной) цены контракта, это нормирование закупок, это процедура общественного контроля, это применение информационных технологий, внедрение единой информационной системы в этой сфере. Это ограничение случаев заключения контрактов с единственным поставщиком. Сейчас закон позволяет, с уведомлением контролирующего органа, заключение контракта с единственным участником торгов. В последующем такая процедура аннулируется, в таком случае предусматривается проведение аукциона повторно.

— Наших читателей интересует также вопрос, проверяются ли сами контракты, размещаемые на сайте госзакупок. Например, стулья по факту стоят 500 рублей, а цена, указанная в контракте, значительно выше. Разница идет кому-то карман. Как этому препятствовать?

— И действующий пока закон, и новое законодательство содержат такую технологию, как обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Но сейчас требования ужесточены, выработаны методы обоснования цены контракта, один из таких методов — анализ рыночных цен. Новый федеральный закон позволяет более четко подходить к вопросу цены. Уполномоченный орган, то есть — контрактное агентство — уже должно оценивать с точки зрения технологии обоснованность применения этих методов, обоснованность той или иной цены контракта. Заказчик разрабатывает техническое задание, определяет начальную (максимальную) цену. Их обоснования подвергаются экспертизе (мы используем такой термин, как антикоррупционная экспертиза документации по торгам). Кроме того, заказчик также должен, используя методы, предусмотренные законом, обосновать формирование того или иного лота, закупки товара или услуги.

— Какие вообще меры предпринимаются, чтобы снизить коррупционный уровень в целом по стране, конкретно для нашей области?

— Ключевой вопрос в этой проблеме — это исполнение законодательства. В России за последние годы создано серьезное антикоррупционное законодательство, исполнение которого предусматривает такие серьезные наказания для правонарушителей, как уголовная ответственность, как кратные размерам взяток штрафы.К сожалению, далеко не всегда штрафы реально действуют, не всегда такие суровые наказания применяются. Но мы говорим о том, что антикоррупционное законодательство будет развиваться, будут вводиться новые меры, которые сейчас обсуждаются на федеральном уровне. Например, одна из таких мер — еще большее ужесточение процедур, связанных с контролем доходов и расходов госслужащих не только в период, когда они замещали должность как госслужащие, но и в течение двух-трех лет после прекращения полномочий. Так, предлагается ввести запрет на последующее замещение государственных должностей для чиновника, уволенного в связи с совершением коррупционных правонарушений. С другой стороны, это законодательство будет развиваться в направлении вовлечения в противодействие коррупции бизнеса. Мы уже не первый раз поднимаем в среде предпринимателей вопросы, связанные с реализацией Антикоррупционной Хартии российского бизнеса, которая была подписана в сентябре прошлого года. Мы не устаем говорить о том, что идею антикоррупционного поведения нужно популяризировать в среде предпринимателей. Предприниматели должны знать инструменты противодействия коррупции. Для этого мы говорим как с отдельными предпринимателями, так и с бизнес-ассоциациями: «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия», Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата. Если отдельный предприниматель сталкивается с коррупцией в правоохранительной системе, в системе исполнительной власти, в судебной системе, ему сложно этому противостоять в одиночку. Он говорит: «Мы живем в этом городе, мы продолжаем работать, поэтому нам очень сложно сообщать о конкретных фактах». Для этого существуют бизнес-ассоциации, которые, узнав о проблеме, сообщат, не называя конкретного бизнесмена, в органы власти, в правоохранительные органы об имеющейся проблеме.

— Вам лично приходилось сталкиваться со взяточничеством?

— К счастью, нет. Мы же говорим сейчас не только о взятках, мы говорим и о подарках госслужащим. По этому вопросу у меня всегда принципиальная позиция. Как в отношении взяток, так и в отношении подарков — однозначно нет.

— Игорь Сергеевич, в процессе получения взятки кто виноват больше: тот, кто дает или тот, кто берет?

— Мы всегда говорили, и неоднократно подчеркивали, что это — обоюдный процесс. Есть две стороны: человек, предприниматель, организация, которым нужно решить вопрос, и публичное лицо, которое наделено полномочиями. Если интересы первой стороны законны, то и вопрос будет решен законным образом в установленные сроки, и установленным порядком. Без каких-либо подарков или взяток. Если же вопрос выходит за рамки закона, имеется какой-то незаконный интерес, то должностное лицо обязано отказать в решении вопроса.

— Кто, и каким образом проверяет декларации чиновников, и какие меры принимаются, если данные в этой декларации не совпадают с реальным положением вещей?

— Это составная часть кадровой работы. Подразделения по профилактике коррупционных правонарушений сегодня созданы во всех органах государственной власти, во всех органах местного самоуправления. Пока нет процедуры контроля на федеральном уровне, и с этого года мы создали в области собственную методику оценки справки о доходах.

Проверяются справки о доходах за несколько лет, анализируется сама справка, и, если находятся внутренние противоречия — проводится проверка. Например, госслужащий показывает в справке доходы от иной оплачиваемой деятельности. Такое возможно только с согласия комиссии по конфликту интересов. Не получил такого согласия, нарушил закон — следует соответствующая мера ответственности. Указал счет в банке, а проценты в качестве дохода не указал — следует мера ответственности.

Вот типичный случай, по которому в этом году были уличены несколько муниципальных служащих: они показали наличие имущества (квартиры, транспортного средства) в предшествующие годы. А в этом году, подавая справку, это имущество не показали. Кадровая служба начинает проверять — и в итоге видит, что имущество продано, а полученные средства не показаны в качестве дохода. По закону мы это однозначно оцениваем, как предоставление заведомо недостоверных сведений. Итог — увольнение. И такие факты есть. Самый громкий случай — увольнение главы местной администрации города Мирный, когда чиновник достаточно высокого уровня был уволен в связи с утратой доверия из-за предоставления заведомо недостоверных сведений о доходах.

— Это на местах. А кто занимается контролем доходов в правительстве области?

— В администрации губернатора это департамент государственной гражданской службы и кадров. Соответствующие службы созданы в каждом министерстве, агентстве, инспекции. Есть кадровик, который принимает на госслужбу, и он же осуществляет проверки. Замечу, что раньше чиновники гораздо проще относились к предоставлению сведений о своих доходах. Теперь задача для них усложнилась: справка должна быть максимально полной. В ней должны быть указаны все сведения обо всем имуществе, земельных участках, домах, гаражах, информация обо всех кредитных обязательствах, счетах в банках. До копеечки все проценты от счетов должны быть отражены. В противном случае — мера ответственности. Даже, если госслужащий по объективным причинам не может предоставить информацию, например — если супруги в разводе, то он должен представит в комиссию данные о мерах, которые он предпринял для получения этой информации. Только тогда комиссия признает объективным факт непредставления сведений.

— И самый частый вопрос, который задавали наши читатели: что ожидает Дмитрия Таскаева?

— Задача исполнительной власти, которую я представляю — профилактика коррупционных правонарушений. Думаю, что в данном случае следственные и судебные органы должны принять соответствующие процессуальные решения в пределах своей компетенции.

20 декабря 2013 21:35

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

В Архангельске простились с первым губернатором области Павлом Балакшиным

В Поморье развернулась Неделя популяризации донорства крови

В УФИЦ при КП-3 в Поморье увеличат количество мест

Прощание с первым губернатором Архангельской области Павлом Балакшиным пройдет 18 апреля

Ломоносов – часть великой истории нашего Отечества

Капремонт двух мостов через Шарьгу развернулся под Няндомой

Котласские власти обязали поставить на кадастровый учет землю под кладбищем

Данные по ледоходу в Поморье 18 апреля 2024 года

Конечные регулируемые цены на электрическую энергию и мощность, поставляемую потребителям ООО «ТГК-2 Энергосбыт» в марте 2024 года

Данные по ледоходу в Поморье 17 апреля 2024 года

Глава Северодвинска прошел в резиновых сапогах по самым затопленным участкам города

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

Всего за сутки жители Архангельска потеряли 13 миллионов рублей

За 59 патронов житель Поморья получил полгода ограничения свободы

В Северодвинске спасли едва не задушенную женщину

Воришка в Северодвинске позарился на бытовую химию

Жулик представился архангелогородке сотрудником компании сотовой связи

В Северодвинске назвали имена лучших стрелков Архангельской области

Флорболисты из Поморья стали призерами национального первенства

Лыжный марафон «Сияние Севера» объединил более 300 лыжников со всей страны

Спортфедерациям Поморья рассказали о соцпроектировании

Площадь ледовой арены в Северодвинске превысит 3900 квадратных метров

В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»

В Архангельске состоялась гала-премьера «Песен Поморья»

В Вельске открыли выставку «Тепло женской души»

В Архангельске появилась лодка-соянка

В Архангельске готовятся масштабно отметить юбилей Антонины Колотиловой

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Правовая информация

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru