Обслуживанием этого жилфонда ведут 283 лицензированные управляющие организации. С началом рыночных преобразований в ЖКХ эксперты сломали немалой копий, полемизируя над, тем, какая форма управления МКД лучше. Одни говорили, что нет ничего эффективнее товарищества собственников жилья, другие — уверенно заявляли, что на начальном этапе нужны профессиональные управляющие компании.
Вот данные статистики областного министерства ТЭК и ЖКХ. В 9 777 домах Поморья собственники жилых квадратных метров самостоятельно выбрали способ управления. 6 970 многоквартирных дома находятся в ведении управляющих компаний, 839 дома — под крылом ТСЖ. Что интересно, в 1968 домах был выбран непосредственный способ управления, это когда процессом управления должны быть заняты все собственниками жилья. Ещё в 4 125 домах способ управления был выбран по результатам открытого конкурса.
С 2013 по 2017 годы Государственная жилинспекция Поморья провела более 21 600 проверок. И прошлогодняя статистика показывает, что проверки проводятся не на пустом месте: 4 274 контрольных мероприятия — 2760 выявленных нарушений. Связаны они прежде всего с несоблюдением правил и норм технической эксплуатации и пренебрежением правилами раскрытия информации.
Льготы на коммуналку
Особо болезненными для собственников и нанимателей жилья являются тарифные вопросы. В 2014 году в России ограничили рост платы коммунальных услуг. Правительство РФ ежегодно устанавливает индекс изменения платы за ЖКХ в регионах. По данным областного правительства, в 2014–2017 году средний рост платы в Поморье был ниже ограничения, установленного федеральным центром.
Так, в 2015 году утверждённый индекс роста платы для Архангельской области составил 9,2 процента, но по факту он был на уровне 7,03 процента, а в 2017 году — соответственно 4,7 и 4,4 процента. Как поясняют в министерстве ТЭК и ЖКХ, позитивного эффекта удалось добиться благодаря областным законам, закрепившим для населения льготные тарифы на тепло, горячую воду, электроэнергию.
Как отмечает зампредседателя областного правительства Виктор Иконников, в областном бюджете ежегодно предусматривается около 3,5 миллиардов рублей на компенсацию выпадающих доходов поставщикам ресурсов. Это позволяет держать тарифы ЖКХ на приемлемом для населения уровне.
Приборы учёта
В 2009 году 261-й федеральный закон об энергосбережении многие восприняли по-разному. Находились скептики, которые не верили в эффективность снабжения жилфонда общедомовыми приборами учёта потребления ресурсов. Тем не менее, практика показала, что «оприборивание» пришлось очень даже кстати.
Например, в некоторых архангельских домах на поверхность начали всплывать случаи «воровства электричества», когда одни граждане фактически оплачивали электроэнергию за технически подготовленных, но не совсем честных соседей по деревянному дому, которые в зимний период пользовались чуть ли не промышленными обогревателями, позабыв о дровах и печах.
Так вот к концу 2018 года в Поморье полностью «оприборили» 9015 многоквартирных домов. Тем не менее, проблем на этом «фронте» хватает. Данные муниципалитетов свидетельствуют, что дополнительно требуется установить общедомовые приборы учёта более чем в 5,5 тысяч многоквартирных домах. Так что работы ещё — непочатый край.
Остаётся только добавить, что вопросы тарифного регулирования, которые находятся в компетенции региональной власти, становятся объектами принципиальных споров в областном Собрании депутатов. Приятие всех тарифных решений проходит только после согласования с депутатами, и в подавляющем большинстве случаев позиция народных избранников остаётся жёсткой: любое повышение возможно только при выполнении обязательств по повышению качества услуг. Только при таком условии повышении тарифов будет понятно каждому.
9 сентября в Архангельской области пройдут выборы депутатов АОСД нового созыва. От нас с вами зависит, кто будет отстаивать наши интересы и защищать наши права на областном уровне. Важен каждый голос!