Напомним, организаторы мероприятия — Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» и министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области ставили несколько задач. В частности, заложить фундамент для долгосрочного сотрудничества с отечественными и зарубежными нефтегазовыми операторами, продемонстрировать инвестиционную привлекательность Архангельской области, раскрыв перспективные инвестиционные и инновационные проекты для потенциальных инвесторов.
Участникам форума были предложены такие главные темы:
1. Перспективы, ход реализации, технологические аспекты проектов на полуострове Ямал, в Ненецком автономном округе, на шельфе Баренцева, Карского и Печорского морей.
2. Промышленный, транспортный, научный и кадровый потенциал северных регионов для участия и обеспечения реализации Арктических проектов.
3. Использование Северного морского пути и создание транспортной инфраструктуры в Арктике, обеспечение безопасной транспортировки углеводородов.
Кроме того, в докладах и дискуссиях звучала тема комплексного сервисного обслуживания арктических проектов.
Именно эта часть была наиболее интересна одному из участников форума, советнику губернатора Ненецкого автономного округа Вадиму Трескину. По окончанию форума Вадим Геннадьевич поделился своими впечатлениями.
«Для такого арктического региона как Ненецкий автономный округ, подобные мероприятия имеют большое значение, поскольку позволяют понять, куда двигаются основные игроки данного рынка, прежде всего, компании, занимающиеся освоением нефтегазовых месторождений, — сказал советник губернатора. — Самая интересная часть — это те новые технологии, которые сервисные компании предлагают сегодня как для бизнеса, так и для органов государственной власти. Для округа интересным оказалось большое количество участников форума, связанных с перевозками в арктических условиях при выполнении авиационных и вертолетных работ, то, как в условиях арктической зоны может эксплуатироваться авиатранспорт. Интересен норвежский опыт по созданию проектов для освоения шельфовых месторождений. В Норвегии это реализуется путем морского шельфового оффшорного строительства».
Небезынтересна информация для органов государственной власти, касающаяся перспектив и развития гидрометеослужбы. Известно, что климат будет меняться, но однозначно сказать будет это потепление или похолодание затруднительно, так как для каждой территории климатические условия складываются по-своему. «На морском шельфе НАО, к примеру, есть территории быстрее освобождающиеся ото льда или же большую часть года находящиеся под ледяным панцирем, есть территории, где льдообразование более интенсивное. Летний период 2013 года оказался одновременно теплым и засушливым, например. Это сказалось на графике доставки необходимых для населения и предприятий отдаленных населенных пунктов Ненецкого автономного округа», — говорит Вадим Трескин.
Прошедший форум, по мнению Вадим Трескина, больше носил сервисный, нежели инвестиционный характер. Участникам форума из НАО важно было пообщаться, услышать от сервисных компаний новые решения, новые технологии с нестандартным подходом.
Сегодня главная миссия Ненецкого автономного округа в арктическом векторе — создание условий для транспортно-логистических услуг по четырем минерально-сырьевым узлам: Варандейскому, Нарьян-Марскому, Амдерминскому и Индигскому.
Как пояснил советник губернатора, Варандейский узел — в настоящее время основной для региона. Эксперты дают высокую оценку созданной благодаря действиям недропользователей уже в постсоветское время инфраструктуре: Варандейский морской ледостойкий отгрузочный причал, платформа «Приразломная», спасательные и портовые мощности, суда ледового класса для обслуживания офшорных проектов порта Варандей, а также авиационные возможности аэропорта Варандей.
Нарьян-Марский узел включает в себя в первую очередь местный аэропорт, располагающий самолетами Ан-2 и вертолетами Ми-8 Нарьян-Марского объединенного авиаотряда, других перевозчиков использующих возможности проходящего реконструкцию Нарьян-Марского аэропорта. Для авиаперевозок на нефтегазовые месторождения и островные населенные пункты округа с 2013 года используются модернизированные вертолеты Нарьян-Марского объединенного авиаотряда, расчитанные на полеты над морской территорией. В этот же узел входит Нарьян-Марский морской торговый порт, обороты которого серьезно возрастают. Сегодня порт перевооружается и способен обслужить перевозку грузов для освоения месторождений на арктических российских территориях.
«Нельзя не сказать и о двух новых узлах, один из которых Индигский, — продолжает эксперт «Двины-Информ». — С ним связаны большие надежды как жителей округа, так и властей, поскольку с принятием определенных решений на уровне Правительства РФ о допуске независимых поставщиков сжиженного газа, Индига выходит на международный уровень. Это, в свою очередь, может создать условия для строительства порта, необходимых транспортных коммуникаций. Не менее важно и то, что всё перечисленное — это рабочие места ля жителей НАО».
И еще один узел — Амдерминский. В Печорском, Баренцевом и Карском морях сегодня ведутся большие шельфовые разведочные работы и в этом разрезе ближе всего к арктическим проектам Амдерма. «Безусловно будет востребован местный аэропорт со взлетно-посадочной полосой, со всеми его сервисными возможностями, а также для проживания людей с решением инфраструктурных задач, развертыванием спасательных служб. В проливе Морозова недалеко от Амдермы могут отстаиваться суда, идущие по трассе Северного морского пути», — сказал Вадим Трескин.
Таким образом, прошедший международный форум «Арктические проекты сегодня и завтра» дал определенную информацию и импульс для развития транспортно-логистической составляющей Ненецкого автономного округа в спектре и освоения углеводородных месторождений, и возрождения Северного морского пути.