Обход Вельска — один из этапов модернизации федеральной трассы Москва — Архангельск. Сейчас путь до Москвы проходит по центральным улицам Вельска. Интенсивность движения достигает 15 тысяч автомобилей в сутки. Длинные очереди груженых автопоездов, дым и гарь не только мешают местным жителям, но и представляют серьёзную угрозу.
Новый маршрут выводит все транзитные потоки за городскую черту — разгружает городские магистрали, повышает безопасность дорожного движения и гарантирует комфортный проезд автопутешественникам. Шестимиллиардный проект включает в себя 40 километров асфальтобетонного полотна, два путепровода над железной дорогой и 150-метровый мост через речку Вель. Именно к работам на мосту сейчас приковано внимание строителей.
«На протяжении последних десяти дней мы надвигаем 148-метровое пролетное строение на мостовые опоры, — рассказывает главный инженер ООО „Строй-мост“ Андрей Валдаев. — Сейчас мы собрали большую часть секций. Это 100 метров, которые весят около 260 тонн. Работа почти ювелирная — любая погрешность может привести к серьезной поломке или снизит надежность конструкции».
Технология процесса такова: на стапелях, стоящих на правом берегу реки, секция за секцией собирается пролётное строение. Затем стапеля убираются, а конструкцию, по начищенным до зеркального блеска рельсам, надвигают с помощью домкратов и пневматического толкающего устройства. Скорость движения при этом составляет один метр в час. Пройдя необходимое расстояние, строители прикручивают следующую секцию. Стыковка главных балок пролёта делается высокопрочными болтами, которые перед этим вымачиваются в специальном растворе, а потом вручную заворачиваются геометрическим ключом со встроенным индикатором.
«Каждый болт должен быть завёрнут с усилием в 22 тонны, — объясняет Андрей Валдаев, — тогда обеспечивается надёжное крепление конструкции».
Поэтому рабочие надеются завершить работы не раньше, чем через месяц.
Вообще строительство моста через реку Вель стало настоящим испытанием для строителей и проектировщиков. С виду неглубокая река в паводок поднимается довольно высоко, а грунты состоят из водонасыщенного песка — плывуна. Мостовикам пришлось устанавливать буронабивные сваи так, чтобы их основание упиралось в твёрдый известняк, залегающий на глубине до двадцати двух метров. А в русле реки подобные работы проводились при помощи бригады водолазов.
«Сооружение опор оказалось делом очень большим, — рассказывает Андрей Валдаев. — Из 4000 кубометров монолитного бетона, предназначенных на весь мост с плитой проезда и укреплением конусов, 1500 мы потратили только на устройство опор».
По словам дорожников, на других объектах строительство так же подходит к завершению. Двухполосный объезд будет готов к осени 2012 года. При этом дорожники сработали с опережением почти в два года. Главная задача новой трассы — вывести крупногабаритный и транзитный транспорт с городских магистралей — будет решена.