Новости дня

Капремонт двух мостов через Шарьгу развернулся под Няндомой

В Архангельске простились с первым губернатором области Павлом Балакшиным

В Северодвинске назвали имена лучших стрелков Архангельской области

Всего за сутки жители Архангельска потеряли 13 миллионов рублей

Мобильная версия 16+

Четверг, 18 апреля, 22:09

Наш Telegram-канал

Оригинальный адрес документа: http://www.dvinainform.ru/culture/2017/10/07/53310.html

Люди не летают. Размышления об архангельской «Грозе»

Люди не летают. Размышления об архангельской «Грозе»
Премьера спектакля по знаменитой пьесе Александра Островского «Гроза» прошла еще год назад. Однако спектакль жив, он пытается набрать высоту, взлететь, а потому есть повод поразмышлять о «Грозе» в интерпретации Архангельского театра драмы год спустя.

В школе пьесу Островского я не очень любил и не совсем понимал. Да и сегодняшние старшеклассники вряд ли чувствуют боль Катерины, делают выводы из неровного поведения Тихона и Бориса и видят причину спеси Кабанихи. Все это становится понятным, когда появляется жизненный опыт, а посему массовое посещение спектакля подростками не более чем желание учителей поместить эту «Грозу» в рамки отведенных классных часов. И уж тем более сложно школьникам понять театральный язык, на который переложен хрестоматийный Островский. Ведь у любого спектакля автор уже не драматург, а режиссер, и от его видения зависит, поймут ли и оценят ли литературный шедевр зрители.

В свое время я был в восторге от просмотра «Грозы» в московском «Современнике» в постановке Нины Чусовой с Чулпан Хаматовой в главной роли. Это был «крылатый» спектакль, уносящий тебя на самую высоту, на которую только может взлететь человеческая любовь. И Кабаниха в спектакле Чусовой была отнюдь не грозная баба, а бывшая Катерина – так же любившая, так же страдавшая, но сделавшая выбор не в пользу «полета», а в пользу земной тверди. Оттого она так и страдает, оттого так и мучает других…

В архангельском спектакле в постановке Андрея Тимошенко Кабаниха классическая, словно сошедшая со страниц Островского. Актриса Гульсина Гусева органична, ее цели и методы объяснимы, а страсть к собственному сыну затмевает здравый смысл. В некоторые моменты создавалось впечатление, что героиня Гусевой ненавидит Катерину только по причине того, что та никогда не оценит Тихона, как это делает мать. Однако Тихон (артист Михаил Кузьмин) в спектакле Тимошенко выглядит бледным и неровным. Где-то уже под занавес он внезапно объявляет, что любит Катерину. Но ему не веришь, - такое чувство, что он вообще не способен любить, а уж тем более, страдать. Его муки мелкие, мещанские. И даже чудак-изобретатель Кулигин (артист Александр Дубинин) удивляется: ну как же так, загубили такую девушку! И загубили как-то невзначай, словно бы она для них была вещью вроде мешка с зерном.

К слову, мешки с зерном навалены по всей сцене, являясь элементом сценографии. Иногда герои разбрасывают это зерно, словно следую притче о разбросанных камнях, но не могут его собрать. В целом сценография в «Грозе» является отдельным спектаклем: она впечатляет, но процентов на 50 работает сама на себя. Получается, что действие идет отдельно от картинки. В какой-то момент кажется, что уже надоевшие дырявые лодки, которые то лежат, то висят, превращаются в гробы, накрытые саваном, но эта тема у режиссера весьма слабо очерчена. Искушенный догадается, а школьник сочтет за простую перемену декораций.

Также отдельно, «а-капельно» идет в спектакле музыка. Правда, она более привязана к действию, хотя некоторые заявленные акценты не работают. Кажется, что не хватает пластических сцен, которые бы сказали зрителю куда больше архаичного текста. Например, непонятно, почему Катерина полюбила Бориса, а он ее. Вот бы сделать на сцене их «встречу»: без слов, но выстроенную пластически. В конце концов, не зря говорят, что в глазах любви начало, а в устах ее конец. Из уст Бориса (артист Дмитрий Беляков) не очень верится в то, что сердце его расположено к Катерине. 

Главный недостаток «Грозы» Андрея Тимошенко – отсутствие ансамбля. Актеры словно бы играют сами, каждый на своем «душевном инструменте», каждый в силу своих способностей и понимания драмы Островского. Прекрасная Ольга Зубкова, которая появляется всего два раза на сцене, автоматически переключает на себя внимание с истории Катерины и Бориса, играя свой превосходный и немного безумный моноспектакль. Органична Варя (актриса Мария Беднарчик), но она и ее партнер Кудряш (артист Иван Братушев) словно бы перенеслись из века двадцатого с его сексуальными революциями и эмансипациями. Убедителен и карикатурен Дикой (артист Виктор Гусев), но зритель не понимает, что связывает его с Кабанихой, и есть ли у них какая-то общая задача.  И только упомянутый выше Кулигин вполне себе смотрится как отдельный элемент, не входящий в ансамбль, но на то и выписана его роль «странного малого».

Отдельная история с Катериной. Молодая актриса Нина Няникова, как и Гульсина Гусева, словно сошла со страниц Островского. Про таких на театре обычно говорят – голубые героини, есть такое когда-то распространенное амплуа. Катерина у Няниковой получилась «растущей птицей», которая вот-вот взлетит. Актриса набирает, но, кажется, от текста автора и собственного душевного мира, а не от задач режиссера. Ее моноспектакль, как и моноспектакль Ольги Зубковой убедителен, но связок, ни с Тихоном, ни с Борисом, увы, нет. И это при том, что и Михаил Кузьмин и Дмитрий Беляков заявляют себя как достаточно интересные актеры. Но Тихон бледен, ему бы добавить красок – буйства, озорства, глупости. В нашем же спектакле мы видим лишь безвольного и покорного матери «мужчинку». И момент, когда он бьет Катерину, кажется сценой из совершенно другого спектакля. Вот он ее избил, а через десять минут снова становится «растением».

Красиво сделана сцена любви Катерины и Бориса: светово, музыкально, пластически. И, кажется, что вот-вот, теперь мы точно взлетим. Но буквально через двадцать минут на сцене уже вялый Борис, куда-то уезжающий, словно бы потухший. Прошла любовь? Испугался? И не любил вовсе, а лишь плотски наслаждался? На сцене совершенно пустой человек, а смысл его поступков зрителю остается додумать самому. А еще в «Грозе» Тимошенко утомляют и раздражают паузы, когда актер в ответ на реплику может пройти через сцену совершенно пустым внутренне. Об умении держать паузу много писали теоретики и практики театра. Но умение держать паузу и сценический вакуум – разные вещи. В некоторых местах спектакль хочется «подтянуть» своеобразной отверткой, чтобы детали не болтались сами по себе.

Однако общее ощущение от архангельской «Грозы» достаточно теплое. Хороший материал, взятый за основу и обрамленный интересной сценографией, музыкой, светом, с изюминками актерских работ – это уже неплохо. Но на вопрос Катерины «Почему люди не летают, как птицы?» ответ напрашивается сам собой. По-Островскому не летают, потому что привязаны к земле путами мещанства, мелочности и малодушия. Спектакль Андрея Тимошенко тоже не взлетел, он напоминает самолет, у которого барахлит двигатель. Кажется, что вот бы разогнаться, вот бы разрезать долгожданное небо... И архангельская «Гроза» готова к взлету, экипаж настроен, но двигатель ворчит, кряхтит. И как тут не вспомнить слова Кулигина о «перпетум мобиле», который спасет мир…

Алексей Морозов, 7 октября 2017 10:48

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Реклама
Новости рубрик

В Архангельске простились с первым губернатором области Павлом Балакшиным

В Поморье развернулась Неделя популяризации донорства крови

В УФИЦ при КП-3 в Поморье увеличат количество мест

Прощание с первым губернатором Архангельской области Павлом Балакшиным пройдет 18 апреля

Ломоносов – часть великой истории нашего Отечества

Капремонт двух мостов через Шарьгу развернулся под Няндомой

Котласские власти обязали поставить на кадастровый учет землю под кладбищем

Данные по ледоходу в Поморье 18 апреля 2024 года

Конечные регулируемые цены на электрическую энергию и мощность, поставляемую потребителям ООО «ТГК-2 Энергосбыт» в марте 2024 года

Данные по ледоходу в Поморье 17 апреля 2024 года

Глава Северодвинска прошел в резиновых сапогах по самым затопленным участкам города

Владимира Путина в Поморье выбрали 79,25 процента проголосовавших

Жители Архангельской области приходят на участки проголосовать за будущее страны

Видеонаблюдение на избирательных участках в Архангельской области работает без нарушений

Глава Поморья Александр Цыбульский проголосовал на выборах Президента Российской Федерации

Всего за сутки жители Архангельска потеряли 13 миллионов рублей

За 59 патронов житель Поморья получил полгода ограничения свободы

В Северодвинске спасли едва не задушенную женщину

Воришка в Северодвинске позарился на бытовую химию

Жулик представился архангелогородке сотрудником компании сотовой связи

В Северодвинске назвали имена лучших стрелков Архангельской области

Флорболисты из Поморья стали призерами национального первенства

Лыжный марафон «Сияние Севера» объединил более 300 лыжников со всей страны

Спортфедерациям Поморья рассказали о соцпроектировании

Площадь ледовой арены в Северодвинске превысит 3900 квадратных метров

В ледяном плену: завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»

В Архангельске состоялась гала-премьера «Песен Поморья»

В Вельске открыли выставку «Тепло женской души»

В Архангельске появилась лодка-соянка

В Архангельске готовятся масштабно отметить юбилей Антонины Колотиловой

Достояние региона

Малые Корелы — музей деревянного зодчества под открытым небом

Соловки — Соловецкий музей-заповедник

СМИ — Сетевое издание «Двина-Информ».
Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-74289 от 19.11.2018.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Правда Севера».

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 18 лет.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

При полном или частичном использовании любых материалов гиперссылка на dvinainform.ru обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Правовая информация

Система Orphus

© 2003—2024

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 52, оф. 1308
эл. почта: info@dvinainform.ru

Телефон: (8182) 65-22-03

Главный редактор — Лобанов Павел Сергеевич

Рекламная служба:
+7 (921) 243-40-13, +7 (8182) 65-63-26

Реклама на сайте


Мобильная версия
Сделано в Artil.ru