Концерт — результат совместной работы Центра патриотического воспитания и Архангельского государственного Камерного оркестра. Проект «Музыка для всех» — это концерт без академической строгости и живой рассказ о композиторах и их сочинениях.
«Мы должны повидаться, где бы то ни было — в Норвегии, в России или где-нибудь еще. Родственные души ведь не растут на деревьях», — обращался Эдвард Григ в одном из писем к своему доброму другу Петру Чайковскому.
И они увиделись — в Лейпциге, в 1888 г. Встретиться вновь два известных композитора смогли и в наши дни — уже в столице Поморья.
На пятом, «юбилейном» концерте архангельских слушателей ждал приятный сюрприз — специально для выступления на сцене Центра патриотического воспитания в столицу Поморья приехала молодая норвежская исполнительница Бенедикте Орсланд.
«В этом, конечно, большая заслуга Представительства Норвежского Баренцева секретариата в Архангельске и его директора Андрея Шалева, — рассказал о приезде виолончелистки художественный руководитель Камерного оркестра Владимир Онуфриев. — Они и сами предлагают интересные программы, и поддерживают наши начинания: помогают подготовить визы, встретить и поселить музыкантов. Так случилось и в этот раз с приездом Бенедикте. То, что виза для нее была сделана за четыре дня, и она смогла приехать к нам на концерт, можно считать чудом».
Норвежская гостья и Камерный оркестр исполнили Сонату Эдварда Грига, это произведение прозвучало в Архангельске впервые. «Вообще, Григ написал эту музыку для рояля и виолончели, — пояснил Владимир Онуфриев. — Но, как отмечают и многие исследователи, и музыканты, Григ — это художник, который мыслит не рояльными категориями, а большими тембровыми соединениями. Сонату можно назвать симфоническим произведением. Мы попытались адаптировать это сочинение для виолончели и струнного оркестра, и все получилось».
В Архангельске музыка Грига звучит особенно гармонично: сказывается географическое положение и схожий менталитет.
Норвежские пейзажи видятся родными, а северный характер не кажется суровым. «Когда я играю музыку Грига, то испытываю очень противоречивые эмоции, — поделилась после концерта Бенедикте Орсланд. — С одной стороны — это лирика и нежность, а с другой — это буря и мощь. Как будто после ссоры следует затишье, а шторм сменяется спокойствием».
Во второй части концерта прозвучала Сюита из балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Зрители и музыканты отправились в необыкновенное путешествие по сказке Гофмана. Знакомые с детства персонажи: Мари, Фриц, мастер Дроссельмейер и заколдованный злой Мышильдой юноша ожили под пронзительные звуки струнных, духовых и ударных инструментов. Скрипки и виолончели, флейты и труба, волшебный звук челесты завертели в калейдоскопе чувств и добрых детских воспоминаний.
Концерт завершился громкими аплодисментами и криками «Браво!». Чайковский и Григ встретились в теплой и дружеской атмосфере.