Поддержку проведению Летней школы оказывают Агентство по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области и Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Проект направлен на развитие и долгосрочное сохранение интереса к историко-культурному и природному наследию Соловецкого архипелага.
Напомним, что в 2014 году была проведена первая Летняя школа САФУ на Соловках. Она носила междисциплинарный характер - участниками были студенты, магистранты и аспиранты двух направлений: естественнонаучного и гуманитарного. Тематика проектов касалась сохранения экологического равновесия на Соловецком архипелаге; создания интерактивных экскурсионных тематических туров; развития гражданской инициативы на Соловках.
Летняя школа САФУ – 2015 ориентирована на комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага. В ней приняли участие 60 человек – студенты, аспиранты, преподавателями из трех институтов САФУ (Институт социально-гуманитарных и политических наук, Институт естественных наук и технологий, Высшая школа экономики и управления), а также – из НИУ ВШЭ (головного вуза в Москве и филиала в Санкт-Петербурге). Со-руководителями проекта стали Светлана Тюкина, помощник ректора САФУ и Татьяна Мешкова, помощник ректора ВШЭ.
Перед участниками Летней школы стояли задачи: получить комплексные междисциплинарные знаний в области территориального развития, стратегического планирования, развития сферы туризма и экономики впечатлений; использовать методики форсайт-исследований и найти практическое применение полученных знаний для решения социально-экономических задач, изучения историко-культурного и природного наследия Соловецких островов. Принципиально важной была задача выявить проблемы и предложить пути их решения в разных направлениях. Было сформировано пять проектных групп: «Общество», «Экономики и туризм», «Образование», «Инфраструктура», «Природа и экология», в каждом научно-творческом коллективе обучающиеся вместе с модераторами-преподавателями получали возможность применять навыки проектной деятельности на практике, работать в междисциплинарных и межвузовских командах. В одной группе могли оказаться менеджеры, психологи, социологи, историки и, обогащая друг друга знаниями и опытом, они активно работали на территории, вели различные мониторинги, встречались с представителями местного населения, туристами, паломниками, приехавшими на Соловки.
Важной составляющей программы школы стали практические занятия. Для понимания особенностей работы с различными целевыми группами студенты прошли семинар-тренинг по целеполаганию и сегментированию в туристической сфере от Татьяны Сидоровской и Елены Пономаревой, доцентов кафедры маркетинга и предпринимательства САФУ. Лекция–практикум «Социологический анализ развития и состояния территорий: система индексов и картография результатов» от Ольги Руссовой, исполняющей обязанности заведующей кафедрой социологии и политологии САФУ, помогла проведению на острове социологических полевых исследований, а тренинг по проведению публичных выступлений Марии Нестеренко, начальника отдела управления проектами САФУ, подготовил студентов к защите проектных идей.
Понятно, что оказавшись на Соловецких островах, нельзя было не посетить экскурсии. Участники Летней школы знакомились с архитектурой Соловецкого Кремля, с Соловецким морским музеем, поднялись на Секирную гору. Прогулялись по экологической тропе до мыса Белужий, побывали на Заяцком острове с его лабиринтами и знаменитой Андреевской церковью. Студенты из группы «Природа и экология» побывали и в Ботаническом саду, где поработали волонтерами.
Дополнительная программа включала мастер-классы, которые позволили познакомиться и прикоснуться к традиционным северным ремеслам. Желающие лепили глиняные игрушки, осваивали мезенскую роспись, расписывали козули.
На протяжении всех дней шла разработка проектных идей по комплексному развитию архипелага и подготовка к их первому представлению и защите.