Актуальность обучения по этой модели обусловлена изменением образовательного ландшафта, вариативностью гуманитарного знания и, соответственно, необходимостью подготовки не просто хороших специалистов, а профессионалов, способных критически мыслить, открытых новым идеям, проектам, способных к принятию неординарных, творческих решений.
Программа подготовки основана на принципах междисциплинарного образования и предлагает студентам широкий спектр гуманитарных дисциплин на первом этапе обучения, последующее обучение на основном профиле и на четвертом курсе — возможность получения дополнительного профиля. Например, поступая на направление «Журналистика», студент осваивает общегуманитарный профиль, затем проходит серьезную профильную подготовку и, кроме этого, может получить дополнительный профиль «Культурология», либо «Социология», либо «Философия».
Эта модель позволяет студенту заниматься на высоком профессиональном уровне какой-то одной дисциплинарной областью и при этом не терять из вида другие (например, культуролог, который планирует работать в масс-медиа, имеет возможность получить дополнительный профиль «Журналистика»). Дополнительный профиль дает возможность выпускнику расширить профессиональные компетенции и стратегии последующего трудоустройства что, безусловно, отвечает на вызовы современности, когда от специалиста требуется адаптивность к различным профессиональным средам, владение иностранными языками, высокая коммуникативность.
Обучение в малых группах, диалогическая форма проведения занятий, принцип интерактивности — таковы особенности организации учебного процесса. Главная задача такого образования — воспитывать в обучающихся желание и умение учиться, читать, способность грамотно излагать свои мысли. Эту модель образования отличает широта дисциплинарного охвата и глубинное изучение предмета, она предоставляет студентам свободу выбора и возможность индивидуального определения траектории образовательного процесса.
В процессе обучения студенты овладевают навыками применения полученных знаний в максимально широких областях и контекстах, умением ориентироваться в условиях постоянно изменяющегося мира и защищать собственную точку зрения, используя обоснованные аргументы. Например, программа включает трехлетний курс «Академическое чтение и письмо», в ходе которого студенты читают и обсуждают с преподавателями произведения, наиболее значимые для мировой науки и культуры.
Обучение по этой модели является отличной стартовой площадкой для будущих журналистов, философов, культурологов и социологов.
Юлия Александровна Сибирцева,зав. каф. культурологии и религиоведения ИСГиПН.