По результатам рабочей поездки члены делегации выработали предложения, которые касаются начавшейся реформы в Архангельской области. Их они обсудили на совещании при губернаторе области.
Главное, с чем согласились все участники совещания, — необходимость выработки региональной концепции прохождения реформы, которая включит в себя такие направления, как объединение (укрупнение) поселений, передача полномочий райцентров и поселений на уровень районных администраций, формирование органов местного самоуправления, кадровые и другие вопросы. Эта концепция должна быть утверждена на уровне регионального правительства.
Министр по развитию местного самоуправления Наталья Кадашова рассказала, что подобная концепция, касающаяся только объединения муниципальных образований, утверждена в Ленинградской области. Поэтому передача полномочий от райцентров в район там практически завершена: из 16 райцентров это сделано в 14. В Архангельской области администрации райцентра и района объединены пока в Онеге, Шенкурске и сейчас это происходит в Няндоме. Кроме того, немаловажным стимулом является то, что при объединении поселений сэкономленная часть бюджетов не уходит в область, а остается на переходный период — три года — за новым поселением.
Что касается самой обсуждаемой части реформы местного самоуправления — разделения полномочий между главой муниципалитета и главой администрации (сити-менеджером), то, по мнению архангельской делегации, в Киришском районе Ленинградской области им удалось наблюдать идеальную ситуацию. Глава Киришского района совмещает еще три должности: председателя районного собрания, главы города Кириши и председателя горсовета. Он работает в тандеме с главой администрации Киришского района, который принят по контракту.
«Мы поинтересовались у них, кто главнее? — делится впечатлениями депутат областного Собрания Станислав Вторый. — Уверяют — оба главные, даже зарплату получают одинаковую. И все же в этом разделении кроется конфликт. В случае в Киришах его удается избежать за счет мудрости главы района, который значительно старше своего коллеги и имеет иной политический вес».
В концепции, которую будут разрабатывать у нас, планируют предусмотреть и эту ситуацию. В частности, недавно принятый закон предполагает возможность объединения должности руководителя муниципалитета и главы администрации, но назначаться на эту должность кандидатура будет по контракту.
Областной депутат Александр Поликарпов обратил внимание рабочей группы, которой поручена работа над документом, на необходимость изучить мнения поселений в вопросе передачи полномочий. Иными словами, 13 полномочий, которые по закону должны остаться на уровне поселений, это не жесткая догма. Есть целый ряд сельских полномочий, которые трудно или даже невозможно исполнять из района.
«Принцип такой: кто лучше с делом справляется, тому его и надо поручить», — заключил Поликарпов.
«Формирование такой концепции — это определение политической составляющей реформы местного самоуправления, — подчеркнул губернатор Игорь Орлов. — Реформа власти происходит не ради нас с вами, в нее должны войти все постулаты, которые будут понятны населению — для чего все это делается».