Замглавы Росалкогольрегулирования Владислав Спирин заявил, что в соответствии с «дорожной картой» развития отрасли, которую готовит его ведомство, предлагается разрешить продажу алкогольной продукции через интернет.
Предполагается, что алкоголь смогут продавать только российские компании. Выйти на рынок онлайн-торговли алкоголем сможет лишь торговая сеть, имеющая несколько стационарных магазинов, а также владеющая лицензией на оптовую торговлю. Будет установлен минимальный размер уставного капитала продавца - 10 млн рублей. Аналогичная норма сегодня действует для оптовиков.
Росалкогольрегулирование планирует создать реестр интернет-площадок, торговцы алкоголем должны будут вносить свои данные в систему ЕГАИС, когда она заработает для розницы.
Отметим, онлайн-торговля алкоголем была запрещена в РФ с 2007 года. Это было сделано для предотвращения оборота нелегальной алкогольной продукции в интернете.
Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Росалкогольрегулированию разработать механизмы регулирования и контроля дистанционной продажи алкоголя. Ведомству было поручено проработать механизм частичного доступа алкогольной продукции в дистанционную торговлю.
Напомним, проект «дорожной карты» должен быть представлен в марте на заседании правительственной комиссии по госрегулированию алкогольного рынка. В нее включено 17 пунктов – главным образом поправок к федеральным законам, которые будет вносить правительство в целях наведения порядка на алкогольном рынке.
Одной из главных проблем отрасли чиновники признали наличие на рынке огромного объема нелегальной алкогольной продукции. При этом основной объем нелегальной водки производится промышленным способом, зачастую на легально действующих заводах.
Также предлагается изменить принцип распределения акцизов на крепкий алкоголь. Сейчас 40% акциза остается у региона, где находится уплачивающий налоги завод-производитель, а 60% направляется в федеральный бюджет. В «дорожной карте» есть пункт, кардинально меняющий эту схему. Акцизы будут целиком уходить в федеральный бюджет, а потом часть будет возвращаться регионам. Но распределяться она будет не в зависимости от производства, как сейчас, а в зависимости от розничных продаж.
Как показывает практика, обойти закон, который сегодня запрещает радовать россиян быстрой покупкой спиртного через интернет, не проблема. Эксперты рассказали, что все чаще встречается схема типа "Мы не продаем алкоголь, мы дарим его вам при покупке зажигалки". Второй способ привлечь потребителя - сдавать алкоголь в аренду. То есть клиенту привозят бутылку, берут с него арендную плату и залог, которые полностью покрывают стоимость спиртного, а если алкоголь не возвращают в срок, оставляют деньги себе. По сути, выходит та же самая покупка товара, просто дороже.